Перейти к содержимому



Приветствуем вас на форуме самостоятельных путешественников РУССКИЙ BACKPACKER!

Форум существует с 2004 года и является некоммерческой площадкой, посвященной самостоятельным путешествиям, т.е. путешествиям, организованным по возможности без помощи турфирм и других посредников.

Backpacker (от англ. Backpack – рюкзак) – путешественник с рюкзаком.

Среди форумчан есть и идейные автостопщики, и любители велопутешествий, и те, кто ездит только общественным транспортом или на своих авто, но большинство путешественников не ограничивают себя каким-либо одним способом перемещения в пространстве. Объединяет всех нас желание «проживать» путешествие по максимуму, так, как хочется самому себе.

На форуме накопился огромный объем информации, если же вы не смогли найти ответ или вам нужен индивидуальный совет – смело спрашивайте!


Регионы планеты (маршруты, достопримечательности, проживание)   Визы   Транспорт   Отчеты   Попутчики   FAQ

все форумы >>


Данное объявление видно только неавторизованным пользователям.

Администрация форума.


Бесплатный ночлег в монастырях и церквях, и прочая польза от них.


  • Вы не можете ответить в тему
Сообщений в теме: 25

#1 Вроде Незнающий

Вроде Незнающий

    тот ещё нищеброд

  • Путешественник
  • 1 576 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Уфа, среднее ЗаМКАДье

Отправлено 23 декабря 2016 - 23:21

Я закончил труд по описанию потенциальных шансов вписывания в монастыри и церкви (основано на личном опыте), как нужно желательно себя вести, и прочее. Напомню, что подтолкнула меня к этому недавняя тема про "Золотое Кольцо".
 
Сначала хотел написать общие положения о ночлегах в религиозных организациях вообще, но на деле вышло слишком много букв, даже для "христианской" части сей темы многовато (ну у меня часто бывают такие заносы). Но зато очень подробно. Важные моменты выделены. 
  
Оригинал взят отсюда. Впоследствии, наверняка, я просто туда ещё кое-чего добавлю по мере вспоминания. Например, какие-то фотографии. Ну и сюда параллельно буду добавлять.
  
   
В этой теме в нескольких постах будет рассказано о следующих вещах:
  • Введение (в том числе, о некоторых понятиях православия).
  • Описание терминов (тоже о понятиях). Эти первые два пункта с достаточно философским уклоном, и их можно пропустить.
  • Что увеличивает шансы на предоставление ночлега в христианских заведениях (особенно, в монастыре).
  • Кто живёт в православном монастыре.
  • Устав монастыря.
  • Кто и как в монастыре даёт благословение на постой/ночлег.
  • Вечерние/утренние молитвы (обязательные и не очень) в монастыре.
  • Насколько обязательно присутствовать на вечерней/утренней молитве и службе?
  • Ночлег в церквях (православных, католических, баптистских, и т.д.).
  • Как с этим в других странах.
  • Трапезы в монастырях.
  • Помывка в душе.
  • Получение бесплатной одежды в церквях и монастырях.

Сообщение отредактировал vseproschayuschii: 23 декабря 2016 - 23:50

  • deleted_user и Букаш это понравилось

#2 Вроде Незнающий

Вроде Незнающий

    тот ещё нищеброд

  • Путешественник
  • 1 576 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Уфа, среднее ЗаМКАДье

Отправлено 23 декабря 2016 - 23:23

Введение

Как многие знают, с повсеместным развитием капитализма многие священники и прочие верующие стараются не упустить шанса заработать на паломниках и организуют платные ночлежки и даже гостиницы при монастырях (особенно вблизи Москвы, Санкт-Петербурга). Ну что же, они имеют на это право, а судить нас всех будет сами знаете Кто.
Ну а в данной трилогии речь пойдёт о способах бесплатного ночлега в христианских заведениях (в основном, в православных), а также о других видах помощи (кою могут оказать в оных организациях), но о них — в последней части сей трилогии.

  

Нельзя сказать, что я верую в Бога (равно как далеко и не супротив сей идеи и её приверженцев). Лучше уж сказать так, что скорее доверяю Богу, нежели верю в него.

В общем, отношусь ко всем религиям и их представителям достаточно лояльно и с уважением. Ну разве что, к воинствующим вахаббитам и прочим радикалам и воякам от религии отношение несколько иное.

 

Следовательно, по вопросам, касаемым христианства (и в частности православия и сопутствующих факторов), позиция автора сего текста достаточно нейтральна (как автору кажется, разумеется)… Тем паче, что он считает, что вера в какие-либо высшие силы обычно идёт на пользу и самому верующему (особенно в плане его психики), и обществу.

  

 Возможно, что благодаря прочтению этих статей (или одной из них) кто-то действительно будет чаще проситься в эти заведения особого режима, и возможно, осядет в монастыре и/или примет христианскую веру. Ну а коли не примет, ну значит на то воля Всевышнего.

  Также мне не раз встречались люди (совсем не бомжи, а имеющие работу и прочие статусы нормального гражданина), что хотели бы пожить в монастыре какое-то время (неделя-месяц), и спрашивали у меня что там да как… Наверно, и кому-то из таких вот, желающих просто пожить или поработать в хорошем/необычном месте, будет полезен сей трактат… Но в любом случае, неисповедимы пути Господни.

 

В каком-то смысле этот труд ориентирован на читателя мужского пола, но не потому, что слово «человек» мужского рода. А потому, что сей труд написан с точки зрения и опыта мужчины (поимевшего опыт множества ночёвок в мужских монастырях).

 

Наверное, опыт женщины в данном вопросе был бы несколько иным. Ибо, женщин обычно не пущают в мужской монастырь на постой хотя бы на 1 ночь (исключения обычно лишь в каких-нибудь известных и часто посещаемых монастырях, имеющих некие «помещения для размещения паломников»). (А уж женский опыт ночлега в мечетях, тем более, был бы иным).
Однако, милым дамам тоже сей трактат может сгодиться, благо что правила в мужских и женских монастырях достаточно схожи, на взгляд автора.


Сообщение отредактировал vseproschayuschii: 23 декабря 2016 - 23:35

  • Букаш нравится это

#3 Вроде Незнающий

Вроде Незнающий

    тот ещё нищеброд

  • Путешественник
  • 1 576 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Уфа, среднее ЗаМКАДье

Отправлено 23 декабря 2016 - 23:27

ОПИСАНИЕ ТЕРМИНОВ
  • Термин «православный» в этом тексте будет трактоваться в общепринятом смысле, как его обычно понимают большинство русско-язычных людей. Просто некоторые (например, представители и почитатели русского ведизма и/или язычества) трактуют сие слово как «правильный славянин» или что-то в этом роде (причём, не в контексте христианства, а в контексте их языческой или ведической философии, что вполне имеет смысл).
    Однако, РПЦ (Русская Православная Церковь) трактует сей термин как «правильно славящий» (если вкратце). На международной арене православных христиан называют ортодоксами=ortodox (и кажется, что сами греки себя так называют).

Когда в тексте будет написано «православные» или «верующие в ту или иную религию» или «приверженцы той или иной религии», то будут иметься в виду действительно верующие в их религию люди и совершающие какие-то молитвы и т.д., а НЕ этнические православные, мусульмане или представители других течений.

  • Словосочетание «этнические верующие» будет употребляться (не только в этом тексте, но и вообще в текстах этого автора) в том случае, если говорится о том, кто является лишь представителем того народа, который на протяжении последних нескольких веков исповедует ту или иную религию. Однако сей представитель по факту не является таковым истинно верующим и соблюдающим сопутствующие обряды, а лишь автоматически записан как христианин, мусульманин, и т.д…

Например, я (родившись слявянином) автоматически учтён как «православный». И ещё 100 млн (или 120) славян, живущих в Российской Федерации, записаны как «православные». На самом же деле, как мы знаем, далеко не все являются таковыми, а по бОльшей части ишь этническими православными… Думаю, что в Беларуси и Украине подобная ситуация, а вот, например, в Грузии уже несколько больше действительно верующих.

Церковнослужители таких «этнических православных» считают НЕвоцерковлёнными. То бишь, неприученными к церкви и прочим религиозным ноухау. А те, кто ходит в церковь и соблюдает обряды, тот воцерковлённый православный, то есть, нормальный.

  • «Благословили что-то делать» или как вариант «Дали благословение на какое-либо действие» (в том числе, оставаться на ночлег, копать картошку, драить туалет) — может означать два варианта — «разрешили это делать» и «сказали, что надо это делать».
    А чаще означает нечто среднее между двумя этими значениями, ибо слово священника является святым (не зря он был посвящён в священники) и этот приказ редко подлежит обсуждению… А уж осудить его могут только более высшие церковные чины из епархии, коей принадлежит сей монастырь.

  • deleted_user нравится это

#4 Вроде Незнающий

Вроде Незнающий

    тот ещё нищеброд

  • Путешественник
  • 1 576 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Уфа, среднее ЗаМКАДье

Отправлено 23 декабря 2016 - 23:29

Примерно половина православных христиан — это довольно ревнивые люди насчёт их веры(например, по сравнению с буддистами, да даже и с индуистами). Как и большинство представителей других авраамических религий и их деноминаций, зачастую они не рады видеть на их территории человека, не разделяющего их взгляды. Вне их территории, разумеется, тоже не очень рады видеть, но «дома» ещё ярче это проявляется по моим многочисленным наблюдениям.

 

Особенно, если пришедший в православное заведение человек является русским/славянином, и по умолчанию «должен быть» православным и следовать религии своих предков (последних нескольких веков), но по факту не является таковым. И монастырские могут расценить это как «предательство своей исконной веры» (тут я, пожалуй, не буду углубляться в детали и расширять ваш и без того :) широкий кругозор).

 

Да, автор не является православным христианином, но периодически ночует в православных монастырях, церквях (не внутри церквей, а на их территории), церковных школах и т.д…

Не только в православных, но и в католических, протестантских, баптистских, и прочих христианских церквях. И не только в России, но и в других странах доводилось много раз ночевать в оных организациях. Равно как и в зданиях прочих религиозных течений.


Сообщение отредактировал vseproschayuschii: 23 декабря 2016 - 23:29


#5 Вроде Незнающий

Вроде Незнающий

    тот ещё нищеброд

  • Путешественник
  • 1 576 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Уфа, среднее ЗаМКАДье

Отправлено 23 декабря 2016 - 23:30

Что увеличивает шансы на предоставление ночлега в христианских заведениях

 

Впрочем, многие описанные аспекты будут касаться и ночлега в учреждениях других религий и учений.

  • Просящийся на постой человек должен быть достаточно скромен. В смысле «скромный, благостный», а НЕ в смысле «бедно одет» (хотя, это тоже имеет некоторое значение). Люди могут прочувствовать эту вашу скромность, настоящую или показную/вымышленную. И в итоге могут просто не пустить, даже если места будут. В общем, важно быть скромным в своём поведении.

Разумеется, при определённом раскладе в каком-нибудь монастыре на ночлег пустят почти любого (из «любви к ближнему», так сказать). Но это лишь редчайшее исключение из правил.
Также, другими словами, в данном случае в понятие «скромность» я вкладываю «НЕвысокий уровень эго»… Чем меньше проявляется (по крайней мере, при прошении на ночлег) в вас эгоизма (например, включая гордыню), тем лучше для достижения результата. При этом выглядеть жалостливо (например, умоляя о помощи) — тоже не самый лучший вариант.

  • Согласно моему опыту, при настрое на тезис «На всё воля Божья» (Вселенной, Абсолюта, или чего там ещё — нужное подчеркнуть) шансы сильно увеличиваются (причём, не только в поиске ночлега, но и вообще чуть ли не во всех экстренных ситуациях).
    Это не означает, что не надо ничего предпринимать для решения своей проблемы (надеясь только на некую Высшую Силу). Это означает, что предпринимать стоит, но не следует раздувать значимость проблемы до космических масштабов.
    Если что-то идёт не так, как тебе хочется, то наверно, можно предположить, что не только ты один достоин исполнения своих желаний.

И кстати, если бы Вселенная захотела, она раздавила бы тебя в два счёта. Так что прими предложенное ею развитие событий и не ропщи.
(Вместо слова «Вселенная» можно подставить …., …., ну ты уже понял)


Сообщение отредактировал vseproschayuschii: 23 декабря 2016 - 23:35


#6 Вроде Незнающий

Вроде Незнающий

    тот ещё нищеброд

  • Путешественник
  • 1 576 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Уфа, среднее ЗаМКАДье

Отправлено 23 декабря 2016 - 23:32

  • Если вы не православный гражданин (наверно даже если вы просто христианин, но какой-нибудь баптист), и вас не спросили о вашей религии/философии (а при устройстве на ночь спросить могут легко, если вы никак ещё не показали вашу православность), то лучше не говорить, что вы не являетесь братом/сестрой по разуму, дабы не травмировать окружающих в сей момент вас людей.

При определённых раскладах могут дать приют НЕправославному (конечно, при условии, что он не будет агитировать принимать его веру или отсутствие оной, а будет скромен), но это как правило вдали от часто посещаемых мест, где местные не избалованы частыми наездами туристов или паломников.

 

Да и вообще зависит от устава монастыря и от его настоятеля. Или от священника городской/сельской церкви, куда вы припёрлись в надежде поспать.
Церковные люди бывают как достаточно фанатичные и ревнивые к своей вере, так и более-менее либеральные (но почти в любом случае считающие свою веру наиболее единственно правильной)… Но обычно попадались представители первого варианта, с которыми сложно что-то обсуждать на религиозную тему (да и не только на неё), не совпадающее с их давно установленным видением.

  • Если вы выглядите как истинно православный христианин, то шансы увеличиваются (например, у мужчин приветствуется борода, у женщин ещё больше приветствуется подобающий строгий платок на голове, причём, не только при заходе в церковь, но и вообще на территории всего комплекса, включая каюты паломников, если вас туда определят).
  • Также крайне желательна скромная одежда.
    У мужчин майки, как минимум полностью покрывающие плечи, и нормальные длинные брюки (если зайдёте в шортах выше колен, то даже в мужской монастырь могут не пустить вообще, а вот в церковь обычно пускают).

У женщин обязательны юбки и чтобы БЕЗ декольте (по крайней мере, в монастырь вас в таком виде могут не пустить, а в церковь будет попроще пройти). Брюки у женщин не приветствуются (на входе в церковь или монастырь часто висят юбки, которые можно одевать прямо поверх брюк, но потом надо бы обратно класть).
Сей пункт намного меньше относится к другим христианским ветвям окромя православия. Но почти в равной степени данный абзац относится и к поведению в мусульманских заведениях и прочих местах.

________________________________________________

 

Продолжение будет через 2-3 дня


Сообщение отредактировал vseproschayuschii: 23 декабря 2016 - 23:38


#7 Вроде Незнающий

Вроде Незнающий

    тот ещё нищеброд

  • Путешественник
  • 1 576 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Уфа, среднее ЗаМКАДье

Отправлено 26 декабря 2016 - 22:52

КТО ЖИВЁТ В ПРАВОСЛАВНОМ МОНАСТЫРЕ

Для тех, кто ещё не в курсе, сообщим, что монастыри (христианские, а также буддистские) возникли с той целью, чтобы ушедшие в них люди могли уединиться и больше посвятить себя молитвам и медитациям. Ну все люди разные, и у всех свой взгляд на жизнь. Кто-то считает, что в жизни надо отрываться по полной, а кто-то наоборот — что надо больше времени уделять более духовным ценностям.

В русских православных монастырях есть устоявшаяся иерархия живущих там людей (в православных/ортодоксальных монастырях других стран иерархия такая же, либо с минимальными отличиями), которая описана в нескольких абзацах ниже:

  • Настоятель монастыря. Он же игумен… Он же — главный священник монастыря. Отличие его от священника обычной городской/сельской церкви в том, что первый — даёт всякие монашеские обеты, из коих едва ли не главный — обет безбрачия (и тем более, отсутствия секса вообще), а второй — может жениться и распространять свои гены (но только через законную супругу).
    Ну и настоятель монастыря является как бы директором сего учреждения (а хозяином практически любого действующего православного монастыря в России является РПЦ, в других странах — аналог РПЦ).

Настоятель даёт указания всем остальным жителям монастыря, благословляя их на то, что им надо делать и что не надо (в том числе, и младшим священникам). Директор, одним словом. Практически все эти директора прошли путь от трудника-послушника до настоятеля.
Возможно, в начале 90-х годов, когда наспех возрождалось религиозное и монастырское движение в пост-советском пространстве, не было особого времени ждать, пока все кандидаты пройдут нормальный экзамен временем. И многих, наверно, миновала участь ступени трудника, либо у ког-то она была слишком короткой.

  • Другие священники монастыря. По рангу ниже настоятеля, но выше монахов, могут вести службу, и порой давать указания, что кому делать или кого пускать на ночлег или в трапезную на обед. Все эти деяния совершают по благословению настоятеля.
    Монастырский (то бишь, монашествующий) священник называется также иеромонахом (то есть, старшим монахом), насколько знаю.

Также такие монашествующие священники могут называться «чёрным духовенством» (ибо, облачены в чёрные одеяния), а мирские священники — «белы духовенством».



#8 Вроде Незнающий

Вроде Незнающий

    тот ещё нищеброд

  • Путешественник
  • 1 576 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Уфа, среднее ЗаМКАДье

Отправлено 26 декабря 2016 - 22:53

  • Монахи. Скажем так, средний класс жителей монастыря. Благословляются на работы наравне с послушниками и трудниками, но обычно на более чистые работы и более ответственные. Например — звонарь, библиотекарь, водитель, кухонный работник.
    Иеромонахи — это более старшие по чину монахи. Они же могут быть и священниками в этом монастыре (но ниже настоятеля).
    Есть ещё одна интересная категория православных монахов — схимник. Это такой монах, который ушёл в затворничество или принял очень строгие обеты (на ихнем слэнге — принял схиму).
  • Послушники. Это те, что уже поднялися со ступени трудника и собираются стать монахами (а там, глядишь, и до высших чинов дослужатся — ведь как говорится, «плох тот послушник, кто не хочет быть настоятелем»)… Многие из них (или даже большинство) взошли на сию ступень из трудников.
  • Трудники. Самая низшая каста категория жителей монастыря. По моим наблюдениям, среди них — как минимум половина таких, что пришли в монастырь оттого, что им некуда больше податься, и в то же время не хотят совсем уж скатываться в бомжи… В каких-то монастырях таких бывших бездомных абсолютное большинство, в каких-то меньше половины.

Но есть и такие трудники, что стали таковыми с целью подняться в дальнейшем по карьернойдуховной лестнице до послушника, а затем и до монаха. То бишь, они хотят посвятить свою жизнь (или её часть) Богу и молитвам в Его адрес. Или по крайней мере, попробовать это сделать (поскольку ведь одному Богу известно, как оно сложится).
Некоторые прибывают в монастырь просто «поработать во славу Божию» на некоторое время — на неделю, на месяц, и их тоже селят в номера келии к трудникам.
Путников обычно тоже селят в келии к трудникам.

Как правило, трудников в монастыре деньгами не одаривают, но бывает, что например, могут дать денег на билет до куда-нибудь (ибо, некоторые кочуют из одного монастыря в другой монастырь, и иногда на тысячи км).

   

  • В женских монастырях такая же система, но окромя священников. Ибо, в православии женщина не может быть священником. В церквях женских монастырей службу ведут мирские священники, заказываемые из города или ближайшего населённого пункта. Так иногда и говорят — «мы заказываем священника из города». Заказ, видимо, как-то оплачивается. Не узнавал.
    В женском монастыре настоятельница тоже есть. Она же игумена.


#9 Вроде Незнающий

Вроде Незнающий

    тот ещё нищеброд

  • Путешественник
  • 1 576 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Уфа, среднее ЗаМКАДье

Отправлено 26 декабря 2016 - 22:54

 УСТАВ МОНАСТЫРЯ

   Монастырь обычно имеет свой определённый устав, коий так или иначе отличается от уставов прочих монастырей. Где-то бывает очень строгий режим (встречались несколько раз и такие монастыри, где не пускали даже местных сельчан на молитву в монастырской церкви, не говоря уж про каких-то путников, жаждущих посмотреть на старинную архитектуру сего режимного учреждения).

 

А где-то бывает наоборот — вольготно живётся всем живущим в заведении, особенно трудникам, которые в абсолютном большинстве приходят в монастырь НЕ «поработать-во-славу-Божию-и-помолиться», а от того, что просто не имеют своего жилья, то бишь — бездомные.

 

Разумеется, почти все такие трудники имеют так называемые «вредные привычки» — сигареты, алкоголь, азартные игры, девочки. От коих в монастыре могут отучить, но это очень редко удаётся на 100%.
Однако, мне ни разу не доводилось видеть (по крайней мере, не припомню такого) в православных монастырях даже намёка на некоторые сексуальные или гомосексуальные связи (хотя, например, такое не раз встречалось в буддистских монастырях). Но встречалось среди прихожан церквей.

 

Почти ни в одном православном монастыре (а речь о них в данном случае) официально нельзя курить на территории монастыря, но примерно в половине случаев живущие там трудники курят где-то за туалетом, или за другим укромным углом, где их не настигнет глаз надзирателя настоятеля или какого-нибудь старшего монаха.
Бывают и специальные «курилки», едва ли не официальные — либо за стенами монастыря, либо где-то в дальнем углу или близ туалета.

 

Помню, как в одном монастыре в 2004 году (в год моего первого паломничества) сразу после утренней всеобщей обязательной молитвы (подробнее о таких обязаловках будет сказано чуть ниже в разделе «(полу) обязательные вечерние/утренние молитвы») настоятель сказал в адрес некоторых трудников — «Ещё раз учую запах табака, выгоню из монастыря».
Я не мог проверить дальнейшее развитие событий, ибо в то утро я покинул эту обитель с Божьей помощью.

Не знаю насчёт того, часто ли выпивают алкоголь в монастырях, но как-то не припомню таких случаев.

___________________

 

Продолжение следует. 


Сообщение отредактировал vseproschayuschii: 26 декабря 2016 - 22:59


#10 Вроде Незнающий

Вроде Незнающий

    тот ещё нищеброд

  • Путешественник
  • 1 576 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Уфа, среднее ЗаМКАДье

Отправлено 28 декабря 2016 - 16:28

Работа в монастыре

  

Трудники работают по 3-6 часов в день (по 5-6 дней в неделю, воскресенье всегда отходной) в самом монастыре или иногда на работах, куда отправит настоятель или его правая рука. Им за это дают кров, еду, душ, изредка какие-то деньги (в основном, особо заслуженным и благочестивым работникам). Ну и конечно же, даётся тот душевный покой, за которым (как подразумевается) трудники сюда в монастырь и припёрлись.

Стоящие на более высокой ступени (монахи, послушники), наверняка, имеют больше плюшек и других дивидендов. За выслугу лет, так сказать.

 

Иногда настоятель или монахи сего монастыря могут попросить остановившегося у них паломника помочь им чем-то по хозяйству. Бывает так, что могут спросить (напрямую иль намёком) «Если останавливаешься у нас на ночь-две-три, то надо бы чем-то нам помочь.»

Иногда это означает, что если паломник не согласится отработать, то на вторую ночь его не очень-то захотят видеть (а тем более, и на третью). Но всё зависит от монастыря и настоятеля. Ситуации бывают разные.

 

Если монастырь и его жители мне более-менее нравились (например, тем, что им можно признаться в своей «НЕправославности», и они не будут за это журить), то я мог и согласиться на работы. Но обычно, всё-таки, случалось наоборот (кстати, в Грузии часто попадались достаточно лояльные священники, но Грузия — это отдельный разговор). Ну на всё то и воля Божья.


Сообщение отредактировал vseproschayuschii: 28 декабря 2016 - 16:35


#11 Вроде Незнающий

Вроде Незнающий

    тот ещё нищеброд

  • Путешественник
  • 1 576 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Уфа, среднее ЗаМКАДье

Отправлено 28 декабря 2016 - 16:32

Благословение на постой/ночлег

 

В абсолютном большинстве монастырей благословение на постой/ночлег даёт только настоятель монастыря (либо главный священник церкви, куда вы припёрлись в поисках ночлега). Если паломника внезапно принесло на ночлег, а настоятель куда-то уехал (ну а что, у командира тоже бывают свои дела), то обычно без его ведома НЕ позволят оставаться.
 

В случае отъезда владыки возможны три основных варианта (ну окромя того, что просто скажут «У нас не принимают на ночь»):

  • Либо могут позвонить начальнику и доложить ему о прибытии странника (если настоятель взял-таки трубку, то обычно он даёт добро, иногда может спросить вопрос типа «А у путника то есть крестик?»)… Но звонят не так уж и часто. И в половине случаев беспокоят настоятеля по настойчивой (и одновременно скромной) просьбе пришельца.
  • Либо в монастыре есть ещё кто-то, имеющий право дать благословение на постой (такой зам начальника может называться «благочинный»).
  • Либо просто скажут «настоятель в отъезде, а мы без его ведома не посмеем решать сей вопрос».
  • Либо ещё какой вариант возможен, но мне встречались именно эти три вышеописанные варианты… Обычно же настоятель находится в монастыре. В женских монастырях всё примерно так же.

___   ___   ___   ___   ___  

 

В женских монастырях обычно не разрешат ночевать мужчине, будь он даже трижды заслуженный паломник. Исключение, как правило, в тех случаях, если в монастыре есть помещения для размещения паломников, или есть какое-то свободное помещение подальше от покоев монашек.
 

В большинстве случаев в женских монастырях мне доводилось ночевать в 2004-05 годах — в два своих первых года паломничеств и связанных с ними путешествий. По ощущениям за последние лет 10  — нынче стало построже с приёмом на ночлег как в женских, так ив мужских монастырях.

 

То же самое и в мужском монастыре — если там имеются отдельные помещения для паломников, то женщину могут поселить. Если не имеются, то шансы для странствующей женщины будут весьма маловаты.
В некоторых особо святых и посещаемых монастырях есть большие апартаменты для этих целей — на 100 человек и более.


Сообщение отредактировал vseproschayuschii: 28 декабря 2016 - 16:35


#12 Вроде Незнающий

Вроде Незнающий

    тот ещё нищеброд

  • Путешественник
  • 1 576 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Уфа, среднее ЗаМКАДье

Отправлено 28 декабря 2016 - 16:37

Разумеется, что далеко не всегда и не везде устав монастыря или церкви соблюдается на все 100%. Порой в монастыре (или в городской церкви) можно отобедать и так, лишь постучав в дверь трапезной со словами «извините, мы не местные, давно в пути, не покормите ли опухших и уставших нас». Но как правило, даже на оное действо требуется благословение священника или ещё кого, имеющего право на выдачу разрешения.

 

В сельских церквях с кормёжкой бывает попроще (если есть такие условия). Там порой опосля обхода икон и некоторых нехитрых телодвижений в сторону оных святынь работница в церкви (например, продавщица свечек и разных приложений) может сама предложить попить чаю или отобедать в их трапезной — со мной такое случалось неоднократно.
 

Но!!! Вам едва ли это предложат, ежели не заподозрят в вас православного паломника, поскольку к братьям по разуму отношение куда более тёплое, нежели к инакомыслящим.

Но на ночлег без благословения настоятеля (или священника церкви) обычно не пущают, поцелуй паломник хоть 315 икон и сделайте 820 телодвижений в православном стиле… Но и тут есть свои нюансы, о коих дополнительно написано в параграфе «ночлег в церквях» (православных, католических, баптистских, и т.д.) - он будет ниже.


Сообщение отредактировал vseproschayuschii: 28 декабря 2016 - 16:38


#13 Вроде Незнающий

Вроде Незнающий

    тот ещё нищеброд

  • Путешественник
  • 1 576 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Уфа, среднее ЗаМКАДье

Отправлено 28 декабря 2016 - 16:40

(ПОЛУ) ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ВЕЧЕРНИЕ/УТРЕННИЕ МОЛИТВЫ

 

Не всегда, но обычно в православных монастырях бывают утренние (часов в 6-6.30) и/или вечерние молитвы (обычно после ужина). Также они могут называться «вечерние/утренние правила»… Сей аспект касается только православных монастырей (возможно, есть и в католических монастырях, но в них я гостил лишь 2-3 раза в отличие от католических церквей).

 

Сложилось такое впечатление, что утренние молитвы/»правила» есть почти всегда, а вот вечерние не всегда — наверно, лишь в учреждениях более-менее строгого режима. Данные молитвы/»правила» — это не те обычные службы, которые проходят в церквях. Это молитвы для монахов и живущих там же послушников и трудников. Проходят они тоже в церкви.

 

Для человека, не привыкшего к таким истязаниям своего духа, будет не так просто смириться с тем, что надо отстоять такую молитву, ибо многим может показаться бессмысленность сего действа. Но обычно такие молитвы не такие длинные, как церковные службы — минут по 30-60, и туда не приглашаются миряне (хотя, миряне могут и приходить на такие молитвы, если ворота монастыря ещё или уже открыты).

 

На таких молитвах/правилах каждый молится сам, а не в такт звукам и движениям ведущего службу священника (ибо, он не ходит с кадилом, не трясёт им пред собравшимися прихожанами,которые не приглашаются на такие действа). А также каждый подходит к иконам, целует их и совершает другие традиционные телодвижения  (ну конечно, если он в курсе, что надо делать, ну а коли не знает, то посмотрит на окружающих братьев и сообразит).

 

Опосля вечерней/утренней молитвы в некоторых монастырях (далеко не во всех!!!) бывает крестный ход, когда каждый присутствующий на этой молитве берёт икону (выбирает сам — обычно из того ряда, откуда все берут), и потом все участники выдвигаются на свежий воздух нарезать круги вокруг этой же церкви и вокруг прочих монастырских построек.

 

В голове всей процессии идут старшины (священники монастыря) и несут кресты. Могут подходить к некоторым особым местам монастыря (например, могилам предыдущих настоятелей), останавливаться там, делать интересные движения, и далее продолжать процессию. Обычно кругов либо один, либо три.
Если в этот день какой-то особый праздник (или его канун), то наверно, кругов может нарезаться и больше. В целом это довольно интересно, и один раз поучаствовать в таком фестивале вам будет, наверно, очень интересно. А может быть, и дальше вас занесёт в эту тему, и в итоге станете нормальным православным христианином.



#14 Вроде Незнающий

Вроде Незнающий

    тот ещё нищеброд

  • Путешественник
  • 1 576 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Уфа, среднее ЗаМКАДье

Отправлено 28 декабря 2016 - 16:46

Обязательно ли присутствовать на вечерней/утренней молитве и службе?

 

Тут тоже зависит от строгости учреждения. Можно аккуратненько спросить у трудников насчёт обязаловки, и возможно, они вам скажут. Но могут и не сказать много, а отделаться фразами «ну как сам знаешь, тебе решать».
Некоторые трудники сами отлынивают от походов на такие молитвы (да и на службы тоже, которые аналогично бывают ежевечерние и ежеутренние, иногда бывают те или другие, но обычно в каждом монастыре есть как минимум одна служба в день). Могут проспать утреннюю молитву, или прийти лишь на часть службы (потом выйти покурить в укромном месте, где-то погулять и снова зайти молиться). По таким действиям обычно понятно, зачем сей трудник подался в монастырь.

 

Коли вы хотите остаться НЕ на одну ночь, а подольше, то лучше посещать такие молитвы и службы, дабы местные поняли, что вы не просто проходимец, а действительно паломник. Хотя бы постоять 5-10 минут. А чтобы время зря не терялось, то не стойте как истукан, а делайте примерно такие же упражнения, что делают окружающие вас люди. Да и к иконам приложитесь. И монастырским приятно, и с вас не убудет. А скорее всего, прибудет.

    

Ну а попробовав, возможно, вам понравится, и может быть, станете уже настоящим православным христианином. И тогда себе в карман рюкзака загрузите мобильное приложение в виде иконки какой-нибудь, и в вашей дальнейшей мобильной жизни она будет вас охранять да силы сберегать… Аминь.

   Кстати, путникам рекомендуется загружать приложение Николая Чудотворца, образы коего есть почти в каждой православной церкви. Николай не только путникам подсобляет, но и от недугов исцеляет.

   

Зачастую в процессе службы/молитвы (обычно в их оконцовке) надо поцеловать руку священника, когда все присутствующие в церкви идут на финальный обход главных икон. И вот, опосля прикладывания своих уст к святыням идёт очередь руки священника, держащую крест.
Насколько я понял, попасть надо в руку, а не в крест (ну куда все прихожане прикладывались, туда и я целился). Не знаю, что будет в случае промаха.

 

Возможно, в первый раз вам будет сложно поцеловать руку какого-то дяди (пусть даже и священствующего), однако опосля первой пробы вы наверняка поймёте/почувствуете, что от сего контакта снизошедшая на вас благость затмевает тот страх и смущение, испытываемые пред этим актом.
Ноги целовать и мыть не предложат. Это для особо избранных только.

______________________

 

продолжение следует - будет в основном о церквях


Сообщение отредактировал vseproschayuschii: 28 декабря 2016 - 16:53

  • Serge& нравится это

#15 Вроде Незнающий

Вроде Незнающий

    тот ещё нищеброд

  • Путешественник
  • 1 576 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Уфа, среднее ЗаМКАДье

Отправлено 02 января 2017 - 11:30

НОЧЛЕГ В ЦЕРКВЯХ (православных, католических, баптистских, и т.д.)

 В церквях тоже иногда можно обрести ночлег. Не в самой церкви, а на территории, либо где-тонедалече есть место, где кто-то из прихожан или даже сам священник уложит свалившегося на него путника. Случалось, что и домой загоняли пришельца.

Бывает так, что на территории церкви в сторожке (рядом со сторожем), в трапезной или в другой постройке могут дать место для сна. Бывает изредка и так, что случается и без разрешения священника.

 

Пару-тройку раз мне доводилось спать даже внутри самой церкви. Там на самом входе бывают трапезные (ну очень маленькие — размером с кухню в обычной квартире), где могут выделить место на лавочке. Но внутри самой церкви это крайне редко.

 

По моим наблюдениям в церквях католических, баптистских, и т.д., в целом примерно такой же процент «одобрения на ночлег», как и в православных церквях (а за пределами России-Украины процент ещё больше в целом). Конечно, при условии, что у них есть какие-то апартаменты для гостей/бродяг.

  

 

В других странах

 За пределами пост-советского пространства с обретением ночлега в православных монастырях и церквях по моему опыту было в целом ещё лучше (обычно не надо было устраивать шоу из «доказательств» моей православности или христианственности). Ну это как бы вообще обычно так бывает, что в другой стране к пришельцам относятся более гостеприимно.

  
Тем паче, что (как, видимо, думают те местные) «коли уж иностранец просит о ночлеге, то он же наверняка не какой-то злоумышленник или бомж, а скорее всего, странствует. Только таким вот необычным образом, автостопом и иже с ним».

 

По моему опыту, среди всеx стран бывшего СССР в Грузии — самые гостеприимные церкви/монастыри (а точнее, люди, в них живущие или работающие). Там тоже православие, но люди куда более гостелюбивые и отзывчивые, нежели в славянских странах. И это, конечно, сказывается на монахах и священниках.
Раз 5 священники в Грузии меня даже приглашали домой на ночлег или покушать, несмотря на то, что они были в курсе о НЕправославности их гостя (обычно я это не скрываю, если спрашивают, но в России чаще приходится быть актёром, что впрочем, не так уж и плохо).

 

Примерно то же самое (о высоком уровне приветливости и гостеприимности) можно сказать и о представителях христианских учреждений в НЕбогатых странах. Особенно, в Индонезии и Непале… Впрочем, народ в оных странах оказался в числе самых-самых гостеприимных в моём рейтинге (все эти страны идут сразу после Таджикистана в том же рейтинге).

  • Вообще, есть общее правило для всех религиозных заведений независимо от их названия. Чем дальше от большого города и чем меньше населённый пункт, тем больше шансов, что разрешат ночевать. Также имеет некоторое значение, насколько популярно это место у туристов. Чем менее туристиризировано место (и вообще, чем меньше там проходящих мимо людей), тем больше шансов.

Сообщение отредактировал vseproschayuschii: 02 января 2017 - 11:32


#16 Вроде Незнающий

Вроде Незнающий

    тот ещё нищеброд

  • Путешественник
  • 1 576 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Уфа, среднее ЗаМКАДье

Отправлено 02 января 2017 - 11:36

ТРАПЕЗЫ В МОНАСТЫРЯХ

Если вас взяли на ночлег в монастырь (и особенно если поселили с трудниками), то с большой долей вероятности вам предложат поужинать (если, конечно, вы не пришли слишком поздно, когда трапезная уже закрыта). В православных монастырях в России и Украине ужин обычно начинается в интервале 19.00-20.00 часов.

 

Также скорее всего, вам позволят позавтракать, обычно это в интервале между 8.00-10.00, бывает и с 7.00. И зависит от того, есть ли утренняя служба в монастыре или нет, ибо если есть служба, то обычно завтракать можно лишь опосля неё (если службы нет, то после монашеских полу-обязательных правил/молитв).Завтраки обычно намного беднее по сравнению с ужинами и особенно обедами.
 

И вообще, когда дают добро на постой, то обычно сразу же говорят, что на время монастырской жизни вас ставят и на довольствие, ну и про расписание трапез ещё могут сказать. Ну а коли не сказали, то можно аккуратненько спросить. Но только, пожалуйста, скромно спросить.

 

По воскресеньям завтрака может не быть, ибо на то он и воскресный день, что особенный для христиан, когда сам Господь предлагает питаться святым духом вместо завтрака. Утренняя служба в воскресенье достаточно долгая (минимум 2-3 часа), и может продолжаться часов до 11. А там и обед вскоре.

  

      

ПОМЫВКА В ДУШЕ

Это в православных монастырях предоставляется не очень часто. Примерно в 30-40% случаев. На территории православной церкви шансы на душ ещё меньше.

А вот в католических, протестантских и прочих деноминаций церквях (в самых разных странах) душ бывает почаще по сравнению с православными церквями, как мне показалось (речь идёт о России и Украине). Ибо, на территории этих церквей обычно кто-то живёт (и значит, имеется душ). Часто священник/пастор живёт и/или какие-то работники/служащие церкви.

 

Бывает часто и так, что в таких НЕправославных церквях селят в какую-то отдельную камеру, где порой даже бывает душ с туалетом.

 

Воспользоваться их стиральной машиной? Ну если губа у вас не дура, то попробуйте спросить. Но скромненько так. Я обычно стеснялся спрашивать, старался руками стирать.

В странах победнее частота попадания стиральных машин и горячих душей сильно уменьшается по понятным причинам.


Сообщение отредактировал vseproschayuschii: 02 января 2017 - 11:38

  • Valdemar Arne нравится это

#17 Вроде Незнающий

Вроде Незнающий

    тот ещё нищеброд

  • Путешественник
  • 1 576 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Уфа, среднее ЗаМКАДье

Отправлено 02 января 2017 - 11:39

Получение бесплатной одежды в церквях и монастырях

Примерно в 1/3 городских церквей и монастырей (например, в России) можно получить гуманитарную помощь в виде одежды, но обычно летней. Эту одежду приносят туда некоторые сердобольные люди, которые не хотят больше носить её, но и не хотят выкидывать.

 
Возможно, вы видели, как иногда на мусорке чистая с виду одежда лежит в стороне, как будто её туда специально положили - значит, её так аккуратно кто-то положил (видимо, не церковный человек). В церквях ящики с одеждой обычно стоят сразу за первой входной дверью (типа в тамбуре).

 

В городе обычно только некоторые церкви и монастыри занимаются сбором этой утвари. Но обычно почти в любой церкви кто-то да знает, в какой из церквей данного города находится сей гуманитарный склад.

Некоторые из таких складов достаточно большие, хотя редко бывают равны по своему ассортименту даже самым маленьким магазинам сэконд-хэнда.

 

Обычно среди содержимого этих складов/ящиков большинство является женской одеждой - около 80-90%. Во-первых, потому, что у мужчин обычно не такой разнообразный гардероб, как у женщин. И во-вторых, в церковь женщины всё-таки ходят побольше мужчин, и соответственно несут товар.

  

Думаю, что при обходе 2-4 таких церквей с гуманитарным складом даже мужчина может себе подобрать брюки, рубашку и что-то типа свитера-джемпера. Скорее всего, будет не от Версаче, и не супер новьё, но носить более чем можно, и уж тем паче, в путешествии... Обычно это достаточно чистые вещи, которые не всегда обязательно стирать.

 
Обувь бывает реже всего, насколько я заметил. Зимней одежды тоже мало. Правда, эти мои опыты были НЕ в зимнее время 
(зимой я либо в Уфе торчу, либо в более тёплых странах). Возможно, одежду там приносят или выдают по сезону.

 

В других странах такое тоже возможно, особенно, в более-менее развитых экономически - чем больше денег у населения, тем охотнее они избавляются о поношенных вещей.
Если увидите меня где-то, то может быть, я буду как раз в той одежде, выданной в церкви.

 

 ___________________________________

 

На этом пока всё, что требовалось вам показать. А в скором времени я постараюсь загрузить несколько фотографий на описанную тему (пока технические проблемы с этим).


Сообщение отредактировал vseproschayuschii: 02 января 2017 - 11:49


#18 v-kom

v-kom

    Умудренный

  • Путешественник
  • 468 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Москва

Отправлено 02 января 2017 - 21:43

До конца пока не дочитал, но есть несколько возражений по начальной части. Я вне конфессий и не специалист по христианству, но некоторыми вопросами интересовался.

1. ИМХО следует разделять Веру и Институт церкви. В постсоветском пространстве в РПЦ хлынули, в основном, старые тетки-члены КПСС, служившие на небольших должностях при райкомах, парткомах и т.д. Они перенесли служение КПСС на РПЦ, оставшись внутри все теми же малообразованными функционерами.

2. Я специально интересовался у священников о "благословении". Мне впрямую ответили, что это не "разрешение" или "запрет". Священник не вправе что либо запрещать или разрешать. И, если священник берет на себя эту функцию, то это "гордыня".В данном случае речь шла о "благословении" на операцию. Если я правильно понял, то при посвящении в сан, священник получает благодать Господню и возможность ее передавать на благое дело, т.е. благословлять, передавать ее на испрашиваемое деяние. Тут непонятно как это увязывается с благословением на убийство (например солдатами). 

3. Гостеприимство основано на известной притче о Вечном Жиде. И реально верующие христиане в ночлеге, воде и еде путнику не откажут никогда. Никто не знает под какой личиной к тебе придет Христос. Поэтому в странах и местностях (Осетия, Грузия...), где Вера сильна, в монастыри и церкви (как правило пристройки) ночевать можно устроиться без больших затруднений. Проблема возникает в местах, где церковь стала коммерческим предприятием.


Сообщение отредактировал v-kom: 02 января 2017 - 21:44

  • Аскет и maddonna это понравилось

#19 Serge&

Serge&

    8

  • Модератор
  • 4 169 сообщений
  • Пол:Мужчина

Отправлено 03 января 2017 - 04:38

на благое дело, т.е. благословлять, передавать ее на испрашиваемое деяние. Тут непонятно как это увязывается с благословением на убийство (например солдатами)

Ну, на такое не благословляют. Солдатам говорят типа: "идите защищайте Родину, сынки", а если кое-кто из них порой кого-то ненароком убьёт, то приходит впоследствии каяться.

Так что в монастырях и храмах можно без опаски оставаться, убивать там не будут ... ну если странник сам не начнёт это делать без благословения.

#20 v-kom

v-kom

    Умудренный

  • Путешественник
  • 468 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Москва

Отправлено 03 января 2017 - 07:42

Ну, на такое не благословляют. Солдатам говорят типа: "идите защищайте Родину, сынки", а если кое-кто из них порой кого-то ненароком убьёт, то приходит впоследствии каяться.


Каяться бесполезно. Убийство один из смертных грехов. Он не может быть отпущен. М вот с точки зрения церкви убийство с благословения уже и не грех вовсе. Ну, это схоластика. Религия нужна власть имущим с одной стороны и востребована у людей, не способных жить и решать свои проблемы самостоятельно.





Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых пользователей