Отрывочных сведений об автостопе в СССР по интернету раскидано немало. Я постарался их собрать воедино и дополнить ранее не публиковавшимися сведениями.
Картинки в большем размере - на странице статьи: http://news.tut.by/society/516788.html
25 октября 2016
Автостоп — передвижение на попутном транспорте — существует столько же времени, сколько и сам транспорт. Одними из первых для жителей СССР автостоп «открыли» Ильф и Петров, описав явление в своей книге «Одноэтажная Америка». Интересно, что спустя три десятка лет после выхода книги в Союзе решили развивать автостоп на государственном уровне — с членскими билетами, атрибутами и конкурсами передовиков. В цикле «Как это было» мы вспоминаем, как государство поощряло молодежь путешествовать автостопом.
Конечно, советские граждане ездили на попутках и до вмешательства государства. Но для нас интересен сам факт того, что государство постаралось не запретить автостоп, а возглавить его. Более того — сделать это социально ориентированной затеей. Советских граждан поощряли: путешествуйте автостопом — увидите много красивых мест! Подвозите автостопщиков — потом сможете за это выиграть ценные призы!
Организованный автостоп появился в Советском Союзе в 1961 году одновременно в Ленинградской области, Литовской и Эстонской ССР. Местные управления по туризму разрабатывали положения об автомобильных перевозках по системе «Автостоп» и выпускали маршрутные книжки. Сначала книжечки продавались только в местных туристических организациях, позже — просто в киосках «Союзпечати». Без красно-желтой книжечки ты не мог считаться настоящим автостопщиком!
Кстати, самого термина «автостопщик» не существовало: туристов-попутчиков называли автостоповцами или просто «автостопами». Во время многочисленных поездок автостопом автор несколько раз слышал от пожилых водителей воспоминания о тех, еще советских «автостопах». Так что у слова «автостоп» было аж три значения:
- езда на попутных машинах;
- организованный вид туризма с установленными правилами;
- отдельный человек, занимающийся таким видом туризма.
Заметка об автостопе из журнала «Здоровье» № 8 за 1962 год. Молодой архитектор Георгий Пионтек, упомянутый в тексте, со временем стал признанным специалистом своего дела
Технология «огосударствленного» автостопа была такова: турист покупал маршрутную книжку, в которой имелось несколько страниц с отрывными талонами на определенное число километров. Затем выходил на дорогу и поднимал руку с книжечкой — по этому знаку водитель понимал, что это на обочине стоит не кто-нибудь, а настоящий организованный турист, и такого надо бы подвезти. Если турист проехал на попутке, скажем, 100 км — то перед выходом из машины он отрывал талоны в сумме на сотню километров, заполнял их (марка машины, фамилия водителя, маршрут, дата) и вручал шоферу. В конце автостопного сезона водители отсылали свои талоны в местное отделение клуба «Автостоп», и по этим талонам устраивали розыгрыши ценных призов. Отдельно делали розыгрыш для самых «гостеприимных» водителей (тех, которые провезли попутчиков на наибольшее число километров), отдельно — для всех шоферов вообще, чтобы никому обидно не было.
Перечень призов для участников «Автостопа» — их разыгрывали по завершении сезона 1962 года в Белорусской ССР. Всего разыгрывалось более семисот призов на общую сумму почти в 30 тысяч рублей. Маршрутная книжка предоставлена Вадимом Зеленковым
Поскольку за «Автостопом» стояли серьезные организации, то и регламент этого вида туризма прорабатывался весьма тщательно. Туристу запрещалось останавливать машину, если он собирался проехать на ней менее 5 километров. А водителям запрещалось самим организовывать группы для перевозки автостопом и тем более отклоняться от маршрута, указанного в путевом листе (если автомобиль принадлежал какой-нибудь организации). Это правило прописано для того, чтобы шоферы не организовывали аналог современного «Блаблакара» (система поиска попутчиков и водителей с возмещением затрат на бензин) и не пытались «сшибить» побольше талоно-километров из маршрутной книжки туриста.
На туристов-автостоповцев распространялись правила и привилегии, применимые и к другим видам туризма. Так, участник «автостопа» мог по предъявлении маршрутной книжки ночевать на турбазах и турстоянках, а по требованию работника ГАИ был обязан предъявить маршрутную книжку и удостоверение личности. Все туристы страховались в отделениях Госстраха, а при передвижении группой обязаны были заполнять маршрутный лист похода, заверенный туристической секцией.
Интересно, что с помощью «Автостопа» могли ездить ребята возрастом даже 16 лет, а в составе группы в сопровождении взрослых — даже и 14 лет. Водитель, принимая «на борт» туристов, обязан был руководствоваться ПДД и ведомственными указаниями, ведь он нес ответственность за безопасность пассажиров. От самих туристов требовалось строгое соблюдение как ПДД, так и правил самого «Автостопа». Во время движения туристу запрещалось курить и отвлекать шофера разговорами. За нарушение правил маршрутную книжку могли изъять, доставить ее в оргкомитет «Автостопа», а нерадивого туриста лишить возможности ездить на попутках.
Заметка об автостопе из журнала «За рулем» № 7 за 1963 год
В Белорусской ССР система «Автостоп» появилась в 1962 году. У нас в стране за систему отвечал Белорусский республиканский совет профсоюзов, на Украине и в Литве — Республиканский совет по туризму, а в Ленинградской области — областной совет.
Заметка об автостопе в газете «Знамя юности» за 1962 год
Интересно, что в разных регионах и в разные годы у системы «Автостоп» были свои особенности. Например, автостопный сезон 1962 года в БССР длился всего четыре месяца: с 15 июня по 15 октября; талоны, заполненные до начала или после завершения сезона, в лотерее не участвовали. В Ленобласти в 1963 году сезон длился с 18 апреля по 15 ноября, а в 1964-м — с 1 мая по 15 ноября. В Литве в 1964-м — дольше всего: с 15 апреля по 15 ноября.
Республиканские и областные организации «Автостопа» по-своему составляли перечень призов и по-своему объявляли номинации, в которых их разыгрывали. Так, в БССР в 1962-м для самих автостопщиков ценные подарки (мотовелосипед, фотоаппарат и путевка на турбазу — всего 18 призов) полагались только за наилучшее описание автостопного маршрута. А в Литве в 1963-м, помимо 20 индивидуальных премий, были еще такие интересные номинации:
- Автостопной группе из трех человек, которая активно боролась с нарушителями закона — мопед «Рига».
- Автостопной группе из 5−6 человек, которая дала концерт, — путевка в международный молодежный лагерь.
- Автостопной группе из трех-шести человек, организовавших товарищескую спортивную встречу, — путевка в Крым по местам партизанской славы.
- Туристам, распространявшим политическую, комсомольскую и сельскохозяйственную литературу, — путевка на Кавказ.
Стоимость книжечки, цена «автостопо-километра» и виды отрывных талонов тоже отличались от республики к республике. Где-то книжка-удостоверение автостопщика продавалась без талонов (так, на Украине разные издания книжки стоили от 2 до 6 копеек), — тогда талоны нужно было покупать отдельно. Где-то книжка была сразу с талонами.
Поначалу на книжках «автостопа» изображали желтый круг с вписанным в него красным кругом. Позже придумали специальную эмблему: красный треугольник, вписанный вершиной вниз в желтый круг с красной окантовкой.
Книжка «Автостопа» Литовской СССР за 1961 год из коллекции Владаса Сапранавичуса. Фото с сайта Elba.org.ua
Книжка «Автостопа» Белорусской СССР за 1962 год из коллекции Вадима Зеленкова
Книжка «Автостопа» Ленинградской области за 1964 год. Фото с сайта Olgezaharov.narod.ru
Книжка «Автостопа» Украинской ССР за 1966 год из коллекции Николая Гречкосия. Фото с сайта A-krotov.livejournal.com
Книжка «Автостопа» Белорусской СССР за 1968 год из коллекции Владимира Дергачева. Фото с сайта Dergachev-va.livejournal.com
Продолжение следует...