С 15 по 22 апреля 2016 года нами в количестве двух человек был осуществлён сплав на плоту из автокамер по реке У (Nam Ou) в провинции Понсали, северный Лаос.
Предыдущий подобный сплав (по реке Пинг в северном Таиланде) подробно описан здесь:
http://www.bpclub.ru...де/#entry321874
Конструкция плота практически идентична описанной ранее. Только сейчас все 6 камер были размера R16. Также были продублированы некоторые узлы и шпагат, идущий крест-накрест, сделан двойным.
Карта маршрута с отметками мест ночёвок:
Карта Google:
https://drive.google...IDc&usp=sharing
Заброска:
Автобус с северного вокзала Вьентьяна на Понсали стоит 230 000 кип (слипер). Ходит 2 раза в день, мы ехали на вечернем в 18.30. Сам по себе слипер вполне комфортен, но, если вы едете в одиночку, то вас могут положить на одну лежанку с каким-нибудь лаосцем, имейте ввиду (лежанки двухместные). Ну, и, с учётом предельно высокой извилистости дороги, толком спать всё равно получается плохо, постоянно бьёт о борта.
Поднимают фуру:
В Понсали нам было не надо, вышли в Boun Neua (аэропорт Понсали) часа в 4 вечера. Гостиницы стоят по 100 тыщ, что дорого. Автобус в нужную нам сторону только завтра утром (в 8.30), так что поехали на попутках. На второй из них, в кузове с двумя свиньями, достигли уже в темноте Ban Ngay Neua, где, в отстутствие гостиниц, ночевали в палатке на берегу реки.
На следующий день около 11.00 загрузились таки в проходящий автобус и за 20 000 кип/чел достигли начальной точки сплава - Ban Tang, что на берегу нашей реки Nam Ou.
В деревне этой несколько едален и магазинчиков, где мы пополнили свои запасы провизии. Цены нормальные, а то и ниже, чем в столице. Есть и хозмагазины, где продаётся, например, резиновый клей. Есть заправка (на противоположном конце деревни). Забегая вперёд - больше на всём пути магазинов, да и деревень вообще не было.
Характерная особенность северного Лаоса - очень большое количество китайцев. И провинция Понсали - не исключение. Иногда кажется, каждый второй - китаец. Вывески по-китайски, цены часто называют в юанях, которые здесь в ходу наряду с кипами. Что ещё раз иллюстрирует относительность госграниц, ибо фактически здесь скорее Китай, чем Лаос.
Впрочем, нам это только на руку, по-китайски я хоть что-то понимаю, в отличие от лаосского. Да и живут тут всякие племена, иногда говорящие даже не на лаосском.
Вид с моста вверх:
и вниз по течению:
Место для постройки плота выбрали чуть выше моста на правом берегу у впадения притока. Место удобное но, как оказалось впоследствии, насыщенное колючками на земле, опасными для камер.
Местные здесь до сих пор пользуются долблёными лодками из цельного куска дерева.
Рыбалка и вообще всяческая тусня в реке процветает во всех видах - ставят сети на ночь, используют накидные сетки и самый отважный способ - подводная охота на рыб с помощью маски и простейшего гарпуна, сделанного из бамбуковой палки с острым металлическим наконечником и резинки со стопором. Конструкция простейшая и, как мы убедились, вполне эффективная. Особенно это любят делать по ночам с налобниками. Так, к месту нашего лагеря каждую ночь приходили дети лет 10 и часа по два шарились по реке под водой в поисках рыб.
Вообще, местное население, и, в частности, дети выказывает прямо невиданную удаль в реке. Так, дети на вид лет 5-7 отважно прыгали в реку со скалы и переплывали её шутя, где я бы, например, скорее всего, просто утонул. На лодках же своих они хреначат вниз и вверх по течению, в том числе проталкивая их вверх через пороги. Мало того, они это делают и по ночам, иногда с фарой-искателем, иногда нет.
Строительство плота растянулось аж на 3 дня в частности потому, что первую камеру мы проткнули тут же, ещё не спустив его на воду. Колючки! Бамбука вдоволь совсем рядом самого качественного, а вот дрова в Лаосе почти все быстросгораемые, и огромную на вид кучу можно легко спалить за вечер.
Итак, плот готов, камера заклеена - в путь!
Река изобилует мелкими перекатами, через которые плот приходится проводить руками:
Есть и глубокие спокойные плесы.
На ночь остановились у какой-то деревушки, не видной с реки, а вечером подводные рыбаки подогнали нам несколько добытых ими рыб.
Утром же уже прошли охотники. Вообще, в этих местах почти каждый встречный мужчина - с ружьём. В ружьях я не разбираюсь, но обычно выглядят они очень древними.
Людей на реке почти нет, встречаем лишь по несколько лодок в день. Деревень на берегах - тоже.
Пока никто не видит:
Перекаты превращаются в шиверы, шиверы - в настоящие пороги и плот приходится уже проводить из соображений собственной безопасности.
При прохождении наиболее стрёмных мест я слазил в воду, держа плот за две центральные продольные палки (очень удобно). Женский член экипажа либо обходил в это время по берегу, либо оставался на плоту, крепко за него держась. Первый вариант предпочтительней - когда на плоту только рюкзаки, осадка у него гораздо меньше и сам он легче. Валандаясь сзади за плотом в воде, я пытался по мере возможности направлять его в нужную сторону, что вполне удавалось при глубине до пояса. Глубже же обычно меня начинало сносить течением, иногда дна вообще не доставал. Самое главное при этом - беречь ноги: только что ты не достаёшь дна вообще и вдруг бах! - и врезаешься в камень на уровне твоих колен или выше. Главное - крепко держаться за плот и быть готовым чуть что запрыгнуть на него обратно.