Перейти к содержимому



Приветствуем вас на форуме самостоятельных путешественников РУССКИЙ BACKPACKER!

Форум существует с 2004 года и является некоммерческой площадкой, посвященной самостоятельным путешествиям, т.е. путешествиям, организованным по возможности без помощи турфирм и других посредников.

Backpacker (от англ. Backpack – рюкзак) – путешественник с рюкзаком.

Среди форумчан есть и идейные автостопщики, и любители велопутешествий, и те, кто ездит только общественным транспортом или на своих авто, но большинство путешественников не ограничивают себя каким-либо одним способом перемещения в пространстве. Объединяет всех нас желание «проживать» путешествие по максимуму, так, как хочется самому себе.

На форуме накопился огромный объем информации, если же вы не смогли найти ответ или вам нужен индивидуальный совет – смело спрашивайте!


Регионы планеты (маршруты, достопримечательности, проживание)   Визы   Транспорт   Отчеты   Попутчики   FAQ

все форумы >>


Данное объявление видно только неавторизованным пользователям.

Администрация форума.


Краткие рекомендации пишущим о путешествиях


  • Вы не можете ответить в тему
Сообщений в теме: 18

#1 Dmitryjewski

Dmitryjewski

    погромщик

  • Путешественник
  • 1 826 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Макеевка, ДНР

Отправлено 19 Август 2012 - 06:24

*
Популярное сообщение!

Помнится, обещал опубликовать здесь инструкции авторам по написанию отчётов. Выполняю обещанное.
Скажу сразу, что:
а) намеренно не устраиваю разбор чьих-либо произведений;
б) убедительно прошу воздержаться от бессодержательных хвалебных или ругательных отзывов, а писать по делу.
Итак...

Краткие рекомендации по созданию отчётов о путешествиях

В настоящее время написать и опубликовать своё творение намного проще, чем найти для него читателя. Посему появляется множество вещей, скорее подходящих под термин «макулатура», чем литература. Как этого избежать?

1. Дневник
Правильно говорят, что незаписанная мысль — потерянный клад. Посему в путешествии важно вести дневник. Подойдёт любая тетрадь, блокнот или простой лист бумаги. Не обязательно всё излагать подробно, хватит и хроники в ПЛАСовском стиле. Самое главное — это создать зацепки в памяти о том, что имело место и зафиксировать наиболее важную информацию, которая может исчезнуть из памяти.
Но, дневниковые записи — это «сырой» материал, мало пригодный для опубликования в чистом виде. Даже дневники знаменитых писателей редко когда представляют собой сколько-нибудь серьёзный интерес для простого читателя, они могут заинтересовать разве что специалиста. Поэтому дневник перерабатывают либо в технический отчёт, либо в художественное или публицистическое произведение.

2. Технический отчёт
Это сугубо утилитарный документ о поездке, где зафиксированы основные её моменты. Пишется деловым стилем, без каких-либо художественных изысков, и малопотребных философско-лирических отступлений.
Основная задача технического отчёта, особенно в случае посещения его автором каких-то труднодоступных уголков — дать понять читателям о полноте реализации замыслов, а также о том, насколько успех или неудача были закономерными, либо же они стали результатом стечения обстоятельств. И главное: технический отчёт должен быть мини-путеводителем по посещённым вами местам, не зря спортивные туристы так ценят отчёты о походах своих предшественников на маршруте.
За образец структуры и содержания стоит взять обычные туристские отчёты, поэтому не будем изобретать велосипед. Вот примеры навскидку:
http://www.tourism.r...rt/ski/1/2/571/
http://velopiter.spb...gach/indexf.htm
http://www.vvv.ru/pa....php3?paper=301
http://www.tallom.ru/taimir/poh3.html
Пишите о том, что вам самим было бы интересно знать при подготовке к поездке, которую только что осуществили. Для бэкпэкера стоит обратить внимание на такие моменты:
- Транспорт;
- Места ночлега;
- Заведения питания;
- Достопримечательности;
- В какое время года лучше посещать ту или иную территорию, ибо интересность многих мест весьма сильно различается по сезонам.
- Весьма полезно указать происшедшие у вас или на ваших глазах нештатные ситуации для последующего анализа;
- Ну, и побольше технической информации — расписания, тонкости бронирования и оплаты, качество обслуживания, отзывы об общедоступных вписках, адреса рекомендуемых мест и технология добирания к ним.
А вот чего не стоит публиковать, так это сведения приватного характера, и те, на распространение которых сообщивший вам не дал своего согласия.

3. Художественное и публицистическое произведение
Многие путешественники по возвращении из дальних странствий пишут пространные очерки о своих похождениях. Некоторые даже издают их в виде отдельных книг, после чего сталкиваются с тем, что плоды их трудов никто не покупает.
Остановимся на типичных ошибках начинающих авторов.
Смешение стилей. Если вы принялись писать технический отчёт — пишите только его, образно говоря: «Сухая физика и никакой лирики!» Если это путевой очерк — побольше собственных впечатлений о том, что вас поразило больше всего, ярких и интересных историй, происшедших с вами, либо касающихся тех мест, которые посетили. Ну и поменьше технических подробностей.
Недостатки композиции. Путевой очерк — самый сложный жанр из всего, над чем вашему покорному слуге довелось работать, хотя кажется наиболее лёгким. Причина — сложность выстраивания красивой и логически грамотной композиции. Прежде всего надо отказаться от принципа «что вижу — о том пишу»: в профессиональной журналистике подобный подход к написанию именуется «акынский репортаж» или «наш «газик». Последнее прозвище происходит от популярного штампа вроде: «наш «газик» наматывал на кардан серую ленту шоссе...»
Законы композиции придуманы задолго до нас и выражаются классической схемой: «завязка — развитие — кульминация — развязка». Часто бывает, что интересный эпизод, происшедший в финальной части маршрута, заслуживает того, чтобы начать очерк именно с него.
Приведу пример из личной практики: возвращаясь из командировки в Щёлкино, где работал над материалом о социальных проблемах города-спутника несостоявшейся Крымской АЭС, решил прогуляться по вечернему Джанкою дабы скрасить ожидание донецкого поезда. Зашёл в магазин живого пива, оформленный под ковбойский салун. Продавец страшно обрадовался столь позднему покупателю, был крайне услужлив и даже предложил сфотографироваться на память в антураже заведения. Разговорились. Выяснилось, что продавец здесь работает всего пару месяцев, зарплата очень скромная, но регулярная: до этого он пару лет перебивался случайными заработками, а ему приходится кормить жену в декрете и ребёнка. Поэтому так болеет за порученное дело: биржа труда в его планы не входит. В материале начал именно с этого эпизода как наглядно иллюстрирующего удручающую социальную картину в Крыму.
Самолюбование. Ещё одна беда начинающих авторов: слишком большое внимание к собственной персоне. Помните простой закон: личность писателя меньше всего интересует того, кому адресовано произведение, то есть — читателя. Поэтому старайтесь избегать употребления местоимения «я», и вообще, напоминая о себе.
Многословие. «Словесный понос» — «болезнь», через которую проходят абсолютно все авторы в процессе становления, и заключается она в неумении кратко излагать и боязни сокращать написанное. Рецепт борьбы: старайтесь уложиться в 15 тысяч знаков с пробелами — максимальный объём материала, принимаемого редакциями. По этому поводу вспоминаю совет коллеги: «Пиши «телеграфно»: так, как будто тебе платить за каждое слово из собственного кармана!» Если превысили указанную цифру — безжалостно «режьте» текст, поставьте себя на место ответственного секретаря, которому нужно «затолкать» ваш материал на полосу. Как сказал классик: «Умение писать есть умение сокращать!»

Творческих успехов!
Жду вопросов и предложений!

Сообщение отредактировал Dmitryjewski: 19 Август 2012 - 06:40

  • Serge&, Dozhdik, dakdem_stoper and 8 others like this

#2 novblog

novblog

    "Здоровье и гигиена"

  • Модератор подфорума
  • 455 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Germany

Отправлено 19 Август 2012 - 07:01

Cпасибо, интересно. Пишите еще и, пожалуйста, с примерами.

#3 Dmitryjewski

Dmitryjewski

    погромщик

  • Путешественник
  • 1 826 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Макеевка, ДНР

Отправлено 19 Август 2012 - 07:36

Cпасибо, интересно. Пишите еще и, пожалуйста, с примерами.

Касательно композиции уже упомянутого очерка про Казантип.
Завязка - эпизод в пивном магазине.
Развитие - эпизоды в поезде, на станции Семь Колодезей и по дороге в Щёлкино.
Подготовка кульминации - история города до прекращения строительства АЭС.
Кульминация - современное состояние города.
Развязка - интервью о перспективах.
В реальной жизни хронология событий несколько отличалась: приезд - интервью - посещение руин АЭС - осмотр города - осмотр природных достопримечательностей - отъезд - эпизод в Джанкое.
Кстати, вот сам очерк, опубликованный в "Донецком кряже", № 48 за 2010 год. На сайте номер газеты не сохранился по техническим причинам, поэтому в качестве иллюстрации публикую текст из личного архива:

Руб.: Из дальних странствий...
Заг.: Казантип: зелёный луч надежды
Подзаг.: Трагедия крымского атомграда
Знакомство с Крымом для крымчан началось в Джанкое в магазине живого пива, оформленном под салун времён колонизации Дикого Запада. Здесь рады любому посетителю, разрешают фотографироваться в ковбойских шляпах, специально приготовленных для такого случая.
- Кроме кабаков да магазинов в городе ничего нет, - вздыхает продавец. - С работой тяжело, сам долгое время перебивался случайными заработками, и только недавно устроился сюда. А у меня жена и ребёнок, хотелось, чтобы каждый день — на работу, и каждый месяц — зарплата.
Лично я уже давно не припомню, когда в донецких электричках торговали сельхозпродукцией, этим промышляют разве что некоторые грибники и рыболовы, испытывающие острую нехватку средств на приобретение увеселительных напитков. А в общем вагоне поезда Джанкой — Керчь, куда, кстати, пускают по пригородным билетам, крымские татары активно предлагают едущим овощи, молоко и брынзу, а во время длительных остановок человек, вышедший на перрон, будет буквально атакован продавцами самсы, фруктов и минералки.
На станции Семь Колодезей, что в районном центре Ленино, рядом с привокзальной площадью — огромный рынок, дающий работу значительной части жителей Ленинского района, самого большого по площади в Автономной Республике Крым. Отсюда минут сорок езды в переполненном видавшем виды автобусе, заезжающем во все попутные сёла — и путешественник попадает в Щёлкино — город, который строился как спутник Крымской атомной электростанции.
Города атомщиков в советское время старались строить по оригинальным проектам, каждый из них обязательно имел свою изюминку в планировке и возведении жилья: для работы на АЭС, большинство из которых строилось в достаточно глухой провинции, приглашался высококвалифицированный персонал, которому необходимо было создать все условия. У Щёлкино есть старший «брат» на берегах Каспия — город Актау в Казахстане, ранее называвшийся Шевченко. Строители атомграда в Крымском Приазовье активно применяли мангышлакский опыт, например, в обоих городах нет улиц как таковых: только номера хаотично расставленных домов. Поначалу в этом хаосе теряешься, однако, уже на второй час пребывания в Щёлкино от всего сердца благодаришь архитектора, придумавшего столь простой и эффективный способ защиты от господствующих на побережье сильных ветров, меняющихся, по словам щёлкинцев, семь раз в день. Кроме того, на восточном побережье Казантипского перешейка с этой же целью высадили защитный лесной массив. Бросается в глаза полное отсутствие асфальтированных дорог в городе, везде только бетонные плиты: когда возводили АЭС, бетон был главным строительным материалом, а кроме того, асфальт под жарким южным солнцем быстро пришёл бы в негодность.
В большинстве городов-спутников атомных электростанций не предусматривается газоснабжения, однако в Щёлкино десять лет назад газ всё-таки пришлось провести для городской котельной: отапливать мазутом — слишком дорогое удовольствие. Зато с водой проблем нет, она поступает сюда из Северо-крымского канала, хотя многие сёла Ленинского района до сих пор сидят на голодном водном пайке. А ещё в городе никогда не было кладбища: последний приют щёлкинцы находят на территории соседнего села Мысовое.
Посёлок энергетиков, названный в память об известном физике-атомщике Кирилле Щёлкине, буквально через пять лет после своего основания получил статус города районного подчинения, став единственным городом в Ленинском районе и вторым — на Керченском полуострове. В советские годы строительство Крымской АЭС было не только главным донором бюджета в аграрном районе, но и давало его жителям хорошо оплачиваемую работу. Впрочем, в то время ценилась не только возможность заработать деньги, но и потратить их: на фоне пустых прилавков в магазинах восточного Крыма, Щёлкино выглядело оазисом благополучия, сюда приезжали отовариваться даже из Керчи и Феодосии. Город держал первое место, тогда ещё по Крымской области, по объёмам ввода жилья, причём практически всё оно отличалось улучшенной планировкой: за короткое время в Щёлкино возвели три микрорайона и заложили четвёртый, а для молодых семей выделили территорию под индивидуальное строительство. Но главным показателем благополучия и веры людей в будущее было количество детей.
- В 1987 году в нашей школе занимались тысяча семьсот учащихся, - рассказывает преподаватель Щёлкинской ОШ № 2 Ирина Стукова. - И это при том, что по проекту школьное здание рассчитано на полторы тысячи человек! А в городе тогда действовали три школы, включая нашу, и пять детских садов, строили шестой: все учреждения образования были переполненными.
Благополучие закончилось летом 1989 года, когда начались выступления «зелёных» с требованием прекратить строительство АЭС. Старожилы вспоминают, что среди участников акций не было ни щёлкинцев, ни жителей Ленинского района, всех пикетчиков привозили откуда-то издалека. Против щёлкинцев настраивали общественное мнение: жителям города в те годы часто приходилось выслушивать потоки брани и оскорблений в свой адрес. Нельзя сказать, что щёлкинцы сидели сложа руки, но вряд ли их мнение было интересно высшим эшелонам советского руководства, уже предрешившим судьбу атомной энергетики в Крыму.
Обещания превратить недостроенную атомную электростанцию в тепловую или создать на её месте учебный центр для атомщиков так и остались красивыми, но ничего не значащими словами. А после развала СССР вообще никто всерьёз не подумал об их воплощении в жизнь. Собранные здесь специалисты самой высокой квалификации в один момент остались без работы и вынуждены были искать счастья на стороне: кто-то уезжал на заработки, кто-то насовсем. Некоторым щёлкинцам повезло найти своё место в атомной энергетике, правда, далеко за пределами Украины: их пригласили строить Бушерскую АЭС в Иране.
Из двадцати пяти тысяч человек проживавших в Щёлкино на момент распада СССР, к середине 90-х годов ХХ века в городе осталось около семи тысяч человек, сейчас число жителей — около одиннадцати тысяч. Более двух тысяч щёлкинцев — пенсионеры. Из пяти детских садов работает только один, в трёх школах занимается чуть более девятисот пятидесяти учащихся. К началу 2000-х годов даже ставился вопрос об эвакуации города: были моменты, когда Щёлкино, население которого, как говорится «сидит на розетке», по нескольку суток оставался без электроэнергии. Однажды, во время сильных морозов, щёлкинских детей вынуждены были почти на два месяца отправить в санатории подобно тому, как это было в Алчевске. Потом пришлось «догонять» программу, заниматься по субботам, а летние каникулы начались только в июле.
Если ранним утром пройтись по Щёлкино, то можно увидеть, как возле магазинов, торгующих строительными материалами, выстраиваются люди в рабочей одежде: по окончании курортного сезона других видов заработка, кроме ремонта и отделки помещений в городе практически нет. А во время вечерней прогулки по пляжу то и дело будут попадаться местные жители, занятые распитием дешёвого портвейна. Впрочем, при всей неприятности подобного зрелища, быстро начинаешь понимать, что эти люди безобидные, так как в абсолютном большинстве своём ими движет стремление утопить в стакане усталость, накопившуюся за время дневной шабашки на стройке.
На центральном бульваре у дворца культуры «Арабат» — останки красивых светильников, хотя в тёмное время суток город освещён очень слабо. В центре — масса дорогих магазинов, прибрежная полоса застроена увеселительными заведениями, каждое из которых имеет оригинальный дизайн. Так, одно из них напоминает древнегреческий парусник, в другом «кабинеты» для посетителей стилизованы под вигвамы североамериканских индейцев, возле третьего установлен спускаемый аппарат космического корабля. В холодное время года они пустуют: всё это — для приезжих, численность которых во время трёхмесячного курортного сезона в два, а то и три раза превышает количество местных жителей.
Азовское море прогревается быстрее, чем Чёрное, отдыхающих здесь начинают принимать раньше, чем на Южном берегу Крыма. Стоимость аренды жилья зависит от пика сезона: так, за квартиру, не оборудованную кондиционером и без евроремонта хозяева попросят от восьмидесяти гривен в сутки в июне до ста шестидесяти гривен в июле-августе. Впрочем, можно найти и более бюджетные варианты: в окрестностях Щёлкино есть кемпинги, а некоторые участки Татарской бухты уже не одно десятилетие привлекают «дикарей», которым кроме палатки и моря больше ничего не надо.
Многие квартиры в Щёлкино выкуплены москвичами и киевлянами: полтора десятилетия назад они продавались за бесценок, сейчас их хозяева появляются только летом.
- В нашей девятиэтажке из тридцати шести квартир постоянно проживают только в двенадцати, - рассказывает женщина. - Второй, третий, шестой и седьмой этажи полностью принадлежат столичным «дачникам », из-за которых мы вот уже несколько лет не можем починить водопровод и отопление. И знаете, сколько у нас в городе таких домов?

Подзаг.: Возрождение: ставка на интеллект
И всё-таки, жители Щёлкино не теряют надежды на возрождение и процветание: Казантипский полуостров обладает богатейшим потенциалом, не только природным, но и человеческим. Об этом читателям «ДК» рассказывает директор КП Управляющая компания «Щёлкинский индустриальный парк» Сергей ВАРАВИН:

- В 2006 году было принято решение Кабинета министров Украины о внедрении в пяти регионах страны пилотных проектов индустриальных парков, основная цель которых состоит в привлечении инвестиций. Через год, в Крыму разработали региональную концепцию развития индустриальных парков, под которую выделили четыре площадки — Щёлкинскую, Джанкойскую, Бахчисарайскую и Симферопольскую.
Самое главное для любого инвестора — временные рамки, а у нас в стране путь к рынку оказывается слишком долгим из-за бюрократических проволочек и земельного законодательства: неизвестно, как долго будет продолжаться процесс землеотвода, и сколько средств придётся затратить. Поэтому нашей задачей является выделение земельного участка с его обустройством инженерными сетями — подъездными путями, коммуникациями по газу, электричеству, теплу, воде и канализации. У нас инвестор приходит уже на готовый и обустроенный участок, максимум за год устанавливает быстросборные модули цехов, подключается к коммуникациям, завозит оборудование, и начинает выпуск продукции.
В июне 2009 года Верховной Радой Украины был принят в первом чтении законопроект «Об индустриальных парках», он должен упростить землеотвод и дать налоговые преференции инвесторам. Осенью того же года комитет Верховной Рады по промышленной политике предложил представителям Щёлкино участвовать в рабочей группе по подготовке законопроекта ко второму чтению. Работа над этим документом завершена, мы надеемся, что в ближайшее время Закон будет принят: он неполитизирован и в нём заинтересованы все разумные силы украинского парламента.
- Сергей Владимирович, насколько подобные меры смогут оздоровить социальную обстановку в Щёлкино и прилегающих к нему сёлах?
- Щёлкино — моногород, который строился исключительно под одно предприятие — Крымскую АЭС. Социальное напряжение колоссальное: из семи тысяч трудоспособного населения скрытая безработица составляет около сорока процентов. Каждый выживает как может, люди ищут работу, процветает неофициальное трудоустройство без перспектив на получение достойной пенсии. Вложения в развитие города — только за счёт собственных инвестиций: человек что-то заработал в Москве, он строит здесь магазин или кафе, которое работает всего полтора-два месяца — курортный сезон очень короткий. Городской бюджет наполняется наполовину, этого хватает только закрыть зарплату бюджетникам, средств на ремонты и обустройство нет. А индустриальный парк позволит снять эту напряжённость .Если брать опыт Чехии, то на один евро вложенный в развитие инфраструктуры парка, приходится тысяча евро инвестиций на развитие непосредственно самих производств, а каждый освоенный гектар даёт до тридцати пяти рабочих мест, что позволит обеспечить работой жителей не только Щёлкино, но и всего Восточного Крыма. Кстати, такая практика была во времена строительства АЭС.
- Какие производства планируется развивать?
- Потенциал строительной базы атомной станции пытались использовать многие: за последние двадцать лет там возникало около полусотни предприятий, кто-то начинал работать, кто-то не заработал вообще. В следствии бесхозяйственности, разграбления, отсутствия проектов и программ по привлечению инвестиций, на территории стройбазы АЭС мы сейчас имеем не более трёх предприятий с численностью работающих до десяти человек, которые вряд ли смогут наполнить бюджет и создать рабочие места.
Проектная площадка индустриального парка расположена на свободных площадях территории бывшей Крымской АЭС и прилегающих к ней землях. Из пятисот восьмидесяти гектаров общей территории парка триста восемьдесят решено выделить под возобновляемую энергетику: это подтопляемые участки, что-то другое там возводить нерационально. А для ветроэнергетики место удобное: на Керченском полуострове среднегодовая скорость ветра составляет не менее пяти с половиной метров в секунду, а на Казантипе она ещё выше — до восьми с половиной. Большой плюс этой территории в том, что по ней проходит высоковольтная линия, а значит — энергетикам есть куда передавать электроэнергию.
Вторая территория — бывшая строительная база АЭС, её предполагается разбить на четыре участка. Её главное преимущество — сохранённые инженерные коммуникации с мощным запасом, рассчитанные на крупное предприятие. На первом участке можно расположить предприятия, связанные со сборкой радиоэлектронной и электромеханической техники, склады, офисный и выставочный центр, а также вертолётную площадку для оперативного транспортного сообщения. Второй участок — собственно территория АЭС, здесь можно развивать энергетическое машиностроение, лёгкую промышленность, а также разместить технопарк для научно-исследовательских работ. На третьем — территории бывшей стройбазы — предполагаем сохранить строительную индустрию, а на четвёртом будут выделены места для предприятий, перерабатывающих сельхозпродукцию и выпускающих продукты питания.
Помимо нетрадиционной энергетики, зависящей от природных условий, здесь надо развивать и традиционную, которая станет базисом для энергоснабжения региона: сегодня Крым энергозависим от материка, при годовом потреблении до тысячи двухсот мегаватт электроэнергии собственная генерация в регионе не превышает десяти процентов от потребляемой.
В сентябре этого года Президентом Украины и Председателем Китайской Народной Республикой подписано соглашение о строительстве парогазовой электростанции в городе Щёлкино, мы уже провели ряд рабочих встреч с китайскими коллегами по отработке проектной документации станции мощностью до восьмисот мегаватт. Начало строительства нового энергетического объекта планируется в следующем году. Кроме того, было принято решение развивать тепличное хозяйство: город и прилегающие сёла смогут потребить не более ста гигакалорий в год, а электростанция будет давать тепла в семь раз больше.
- С 1993 по 1999 годы в окрестностях Щёлкино проводился ежегодный фестиваль электронной музыки «КаZантип». Планируется ли развитие данной идеи на более высоком уровне?
- Этот фестиваль начинался как движение спортсменов-сёрфингистов в конце 80-х годов ХХ века, потом пошло вычленение из этой группы предприимчивых людей, которые увидели дальнейшее развитие темы в шоу-бизнесе. Когда он у нас проходил — это был праздник для всего города, поэтому идея музыкального фестиваля с его субкультурой жива: он принёс Казантипу известность, несмотря на то что уже давно переехал в западную часть Крыма.
У нас идея другая: сделать из нашей местности продукт, связанный с интеллектуальным туризмом, вроде российского «Селигера», но с более расширенными временными рамками с мая по сентябрь, задача которого — дать возможность пообщаться студентам из Украины, России, Белоруссии и других стран. Ведь в Щёлкино — самый высокий интеллектуальный потенциал на душу населения в Крыму, три четверти горожан имеют высшее образование. Это может быть не только муниципальный проект, он может заинтересовать и бизнес: в Европе проведение таких мероприятий обходится в два-три раза дороже, чем у нас. В этом году Щёлкинский городской совет вёл предварительные переговоры с рядом украинских и российских высших учебных заведений о проведении третьего семестра на берегу Азовского моря, и наша инициатива нашла поддержку.

Кстати, предыдущий очерк из казантипского цикла, опубликованный номером раньше, сохранился на зеркале сайта газеты.
Там композиция несколько иная: завязкой служит легенда, связанная с Крымским Приазовьем, развитием - рассказ о природе и достопримечательностях, подготовка к кульминации - путешествие к руинам АЭС, кульминацией - история АЭС и краткая развязка, нацеливающая на продолжение в следующем номере - краткое упоминание о том, что планируется строительство технопарка.
Скажем так: это мой личный подход к композиции, у других он может быть свой.

Сообщение отредактировал Dmitryjewski: 19 Август 2012 - 07:42


#4 NobodyThe1

NobodyThe1

    Неадекватная личность

  • Путешественник
  • 2 786 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Город:Москва

Отправлено 19 Август 2012 - 07:50

Спасибо! Неожиданно дельные советы написал :P

#5 Dmitryjewski

Dmitryjewski

    погромщик

  • Путешественник
  • 1 826 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Макеевка, ДНР

Отправлено 19 Август 2012 - 08:47

О композиции путевого очерка можно говорить много и даже провести по этой теме целое исследование.
Недавно довелось работать над материалом о местности, ставшей прототипом усадьбы из пьесы "Вишнёвый сад", так построил по другому принципу: первая половина - история, подводящая читателя к теме, вторая - собственно поездка, зарисовки из современной жизни Примиусья, которое Чехов назвал "Донской Швейцарией". Это один из немногих путевых очерков, где хронология реальной поездки и последовательность событий в материале совпадают.
В основном же в работе этот принцип практически не соблюдаю. Например, летом 2010 участвовал в трёхдневном пресс-туре по Хмельницкой области. Вначале нас повезли в Нетешин на Хмельницкую АЭС, после этого посетили Славуту на мебельный завод, потом посетили Изяслав, где знакомились с памятниками старины и расфасовкой мёда, откуда отправились в Теофипольский район в передовое свиноводческое хозяйство. Следующим нашим пунктом стало село Грицев, известное своим художественным училищем и интересными технологиями сельского туризма, и в завершение всего побывали в знаменитой усадьбе "Самчики" и легендарном Меджибожском замке.
Понятно, что если всё описывать "акынским" методом, то получилось бы нечто такое, от чего бы и сам Нечистый ужаснулся бы. Поэтому пришлось сделать два отдельных материала: первый посвятил туристическим достопримечательностям и развитию туризма в регионе, второй - более "тяжеловесным" отраслям экономики в лице ядерной энергетики, мебельной промышленности и сельского хозяйства.

Ещё раз: жду конкретных вопросов.
Насчёт разбора полётовотчётов - пишите в личку: прилюдных мероприятий подобного рода без согласия авторов устраивать не буду

Сообщение отредактировал Dmitryjewski: 19 Август 2012 - 08:55


#6 novblog

novblog

    "Здоровье и гигиена"

  • Модератор подфорума
  • 455 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Germany

Отправлено 19 Август 2012 - 09:30

Самолюбование. Ещё одна беда начинающих авторов: слишком большое внимание к собственной персоне. Помните простой закон: личность писателя меньше всего интересует того, кому адресовано произведение, то есть — читателя. Поэтому старайтесь избегать употребления местоимения «я», и вообще, напоминая о себе.
Многословие. «Словесный понос» — «болезнь»...... Рецепт борьбы: старайтесь уложиться в 15 тысяч знаков с пробелами — максимальный объём материала, принимаемого редакциями. ......

Не совсем понятно - автор описывает, преимущественно, свое мнение и впечатление об увиденном. Как тут избежать повторения местоимения "я" ?
Второе - мы же пишем не для редакции, может тема городского транспорта в Берлине или Барселоне или особенности погранперехода в Азии стОит 2-3 страниц текста и будущим читателям именно это и важно ?

#7 Dmitryjewski

Dmitryjewski

    погромщик

  • Путешественник
  • 1 826 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Макеевка, ДНР

Отправлено 19 Август 2012 - 10:09

Не совсем понятно - автор описывает, преимущественно, свое мнение и впечатление об увиденном. Как тут избежать повторения местоимения "я" ?

Есть языки, где местоимение "я", как и другие личные местоимения практически не употребляются, а если и используются, то в значении "именно я (ты, мы, он, она, оно, они), и никто другой". Примеры: латынь (которой нас жутко муштровали в бытность студентами истфака) и испанский. Кстати, письменный русский язык вполне позволяет обходиться без "я" и "мы". Можно ведь сказать не "я иду к водопаду", а просто - "иду к водопаду"? Можно. Или вообще: "Тропа ведёт к водопаду"? Последнее будет даже красивее, ИМХО.
Опять же, в письменной речи, особенно в деловом стиле (нередко - и в публицистике) часто употребляется pluralis modestatis - "множественное скромности", когда вместо "я" используется "мы", либо вообще автор говорит о себе в третьем лице: не "я пришёл к выводу", а "мы приходим к выводу" или просто - "выводы автора таковы..." Это следует отличать от pluralis majestatis - "множественного величия": "Мы, Шарль де Голль, глава всех свободных французов..." (с) Иногда употребляются и безличные формы, например: "Сложилось всё таким образом, что пришлось уезжать раньше времени". Но это уже тонкости стилистики.

Второе - мы же пишем не для редакции, может тема городского транспорта в Берлине или Барселоне или особенности погранперехода в Азии стОит 2-3 страниц текста и будущим читателям именно это и важно ?

Речь идёт о материале, претендующем на художественное освещение путешествия. С точки зрения профессионала городскому транспорту в том же Берлине можно вообще посвятить отдельный материал: достопримечательностей там хватает.
В техническом отчёте вольности с объёмами вполне допустимы - тут чем больше деловых подробностей, тем даже лучше.

Моё мнение: после первичной записи материала полезно рассортировать его на две части: одну назовём технической, вторую - беллетризованной. В первой надо сосредоточиться на "сухих" деловых моментах, во второй уже можно дать волю собственным впечатлениям. В любом случае разделение художественной и деловой стороны - необходимость. Как она будет достигнута - разные главы одного отчёта или же вообще разные отчёты - это на усмотрение автора.

Ещё вот о чём, тоже из личного опыта. Если технический отчёт стоит писать по горячим следам, пока многое не забылось, то публицистика и художественное творчество хороши, когда берёшься за перо спустя некоторое время, когда утихнут эмоции: второстепенное уйдёт, а а главное - останется. Позволю образное сравнение с водой, набранной из горной реки: она мутная из-за взвеси частиц. Но если дать ей отстояться, то мы получим и чистую воду, и осадок, в котором могут даже попадаться песчинки золота.

мы же пишем не для редакции

Опять же, не надо сказанное мной возводить в абсолютную истину: пусть оно будет руководством к действию, а не догмой. Моя цель - поделиться собственным опытом с другими и чтобы те, с кем я делюсь нашли в нём что-то полезное для себя. Мой опыт - это моё, и не надо его слепо копировать дабы не наступать на мои же грабли. :P

Сообщение отредактировал Dmitryjewski: 19 Август 2012 - 10:56

  • darii и novblog это понравилось

#8 Али Реза

Али Реза

    Седая борода

  • Путешественник
  • 1 881 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Москва

Отправлено 03 Октябрь 2012 - 09:09

О, очень правильная инициатива! Александр, ты молодец! А то авторов, мечтающий осчастливить бекперкерскую общественность своими откровениями, на одном этом форуме пруд пруди, а самые элеметарнейшие азы написания статей-воспоминаний мало кто знает. Может еще онлайн-семинары по интернету проводить?
ЗЫ. А разве, когда автор говорит "мы" (имея в виду не конкретных людей, а себя), это признак скромности? Мне всегда казалось наоборот: автор как бы призывает к себе на помощь каких-то незримых сторонников и встает во главе их виртуального воинства. Впрочем, глубоко не рефлексировал на данную тему.

#9 Dozhdik

Dozhdik

    ^.^

  • Помощник Администратора
  • 12 124 сообщений
  • Пол:Женщина

Отправлено 03 Октябрь 2012 - 09:14

А то авторов, мечтающий осчастливить бекперкерскую общественность своими откровениями, на одном этом форуме пруд пруди, а самые элеметарнейшие азы написания статей-воспоминаний мало кто знает.

К сожалению, не всё так радужно на мой взгляд.
Авторов-то как раз маловато. Возможно потому, что не знают как. Так что инициатива Александра безусловно хороша :)

Напоминаю, если Вы не уверены в "качестве" своего отчета, то просто попросите Dmitryjewski покритиковать.

#10 Али Реза

Али Реза

    Седая борода

  • Путешественник
  • 1 881 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Москва

Отправлено 07 Октябрь 2012 - 09:18

Вот правда в списке Дмитриевского не указаны некоторые жанры - авантюрный, например. Или лирический, где как раз свое "я" и именно личные впечталения - главное. Но творить в таких жанрах конечно сложнее, и как правило начинающему автору лучше работать в тех направлениях что указаны выше. Хотя... Каждому свое.
Но у некоторых получается Имею в виду нежно любимый всеми нами и многократно цитрованной на этом форуме опус про избиение обезЪян палкой и вожделение голивудских актрис.
Кстати давайте если мы уж затронули эту тему то выложим здесь список эталонных статей (с ссылками) - то есть тех, которые члены форума считают удачными в жанре тревл-журналистики.

Сообщение отредактировал Али Реза: 07 Октябрь 2012 - 09:24

  • Dmitryjewski и Dorian Grey это понравилось

#11 Dmitryjewski

Dmitryjewski

    погромщик

  • Путешественник
  • 1 826 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Макеевка, ДНР

Отправлено 08 Октябрь 2012 - 01:16

Вот правда в списке Дмитриевского не указаны некоторые жанры - авантюрный, например. Или лирический

Ну, дык, сии жанры более имеют отношение к изящной словесности, чем к прессе в чистом её виде. Я указал то, в чём мне доводилось практиковаться и где смогу быть более полезен.
Ежели ты что-то сможешь сказать - только рад буду.

#12 popados

popados

    пользователь №1125

  • Мастер
  • 3 842 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:железка

Отправлено 09 Октябрь 2012 - 10:19

Помните простой закон: личность писателя меньше всего интересует того, кому адресовано произведение, то есть — читателя.

многие успешные блогеры эту теорию опровергают. Публике интересен не столько ''Мухосранск и его мечети'', сколько ''Что делал Вася Иванов в мухосранских мечетях''. Разумеется, сие касается лишь интересных личностей, типа Puertto, Zyalt, Доли и прочих блогеров, или интересных фриков (король обезьян, вышеупомянутый, - отличный пример).
  • Dmitryjewski нравится это

#13 Dmitryjewski

Dmitryjewski

    погромщик

  • Путешественник
  • 1 826 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Макеевка, ДНР

Отправлено 09 Октябрь 2012 - 11:08

многие успешные блогеры эту теорию опровергают. Публике интересен не столько ''Мухосранск и его мечети'', сколько ''Что делал Вася Иванов в мухосранских мечетях''. Разумеется, сие касается лишь интересных личностей, типа Puertto, Zyalt, Доли и прочих блогеров, или интересных фриков (король обезьян, вышеупомянутый, - отличный пример).

Успешный человек бывает интересен сам по себе, как личность, его творчество (не только блоги) вполне может служить инструментом подогрева интереса к нему, и в этом нет ничего противоестественного. Такие примеры есть и в наших рядах, опять же не буду указывать пальцем на конкретных персоналий.
Проблема в другом: читателя интересует мир в восприятии автора, а не место автора в мире. Как раз, успешные блогеры стали таковыми потому, что умеют оригинально показать мир через призму своего восприятия, открыть его стороны, о которых читатель не задумывался.
Что же касается вышеупомянутого короля обезьян, то его текст, ИМХО, есть не более, чем эпатаж и поиск скандальной славы. Конечно, эпатажные приёмы способствуют привлечению читательского внимания, но это весьма дешёвая популярность, которая быстро проходит. Отсюда вывод: стоит как можно меньше пользоваться подобными технологиями, в идеале этот показатель должен быть равен нулю.

#14 popados

popados

    пользователь №1125

  • Мастер
  • 3 842 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:железка

Отправлено 09 Октябрь 2012 - 11:29

Проблема в другом: читателя интересует мир в восприятии автора, а не место автора в мире.

в какой-то момент, как мне кажется, мир отходит на второй план))

Конечно, эпатажные приёмы способствуют привлечению читательского внимания, но это весьма дешёвая популярность, которая быстро проходит. Отсюда вывод: стоит как можно меньше пользоваться подобными технологиями, в идеале этот показатель должен быть равен нулю.

Ой, не скажите, Леночка Миро вполне себе жирует, книжонки продаёт, в топах ЖЖ, отнюдь не дешёвым получился скандальчик)) Работают технологии, в такое время живём...

#15 Dmitryjewski

Dmitryjewski

    погромщик

  • Путешественник
  • 1 826 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Макеевка, ДНР

Отправлено 09 Октябрь 2012 - 12:48

Ой, не скажите, Леночка Миро вполне себе жирует, книжонки продаёт, в топах ЖЖ, отнюдь не дешёвым получился скандальчик)) Работают технологии, в такое время живём...

1. Данная тема создана для помощи начинающим авторам, а не для разбора помётов королей блогосферы.
2. Эпатажные технологии - удел опытных гиен пера: в самом начале пути они ничего не принесут, кроме вреда. Ибо могут серьёзно повредить становлению автора по причине того, что скандальность превосходно маскирует изъяны в творческой состоятельности.
Творческий рост - вот что самое главное, популярность придёт сама если автор толковый. Если бестолковый - скандальность таланта не прибавит, а обманывать всех и постоянно невозможно.
Надо помнить, что главный человек в литературном процессе - это именно читатель, ибо всё пишется для него, а совсем не для редакционной корзины, ящиков стола или стелажей библиотечного депозитария, откуда лежит прямой путь на базу утильсырья.
3. Мир для читателя никогда не отойдёт на второй план: лично мне нравится жанр интервью (и не только как автору), потому, что там есть два главных собеседника - интервьюируемый и читатель, а журналист - связующее звено между ними. Причём, читателю интересен прежде всего свежий взгляд на проблему и опыт интервьюируемого, и уже потом - его личность.

Сообщение отредактировал Dmitryjewski: 09 Октябрь 2012 - 01:20


#16 rainwitch

rainwitch

    девочко-блондинко

  • Модератор
  • 5 237 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Город:Phuket

Отправлено 25 Декабрь 2012 - 01:42

Обсуждения как нужно творить выделены в отдельную тему.

#17 Vladimir Fefelov

Vladimir Fefelov

    Опытный

  • Путешественник
  • 63 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Санкт-Петербург

Отправлено 31 Январь 2013 - 02:48

значит вся моя писанина никуда не годится... а я уже представлял себя великим писателем...

#18 Dozhdik

Dozhdik

    ^.^

  • Помощник Администратора
  • 12 124 сообщений
  • Пол:Женщина

Отправлено 31 Январь 2013 - 02:55

Vladimir Fefelov, тема для помощи тем, что хочет писать более привлекательные отчеты, а не самобичеваний ;). Мы рады любым отчетам, которые будут полезны путешественникам и в конечном счете решать, "что такое хорошо" будут именно читатели, рекомендации Дмитриевского, естественно, не истина в последней инстанции.

#19 Denis_konovalov

Denis_konovalov

    Старожил

  • Модератор
  • 802 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Санкт-Петербург

Отправлено 20 Март 2013 - 01:15

Повешу-ка я сюда доисторическую запись рассказа Манулла про азы ведение своего трэвел-блога, думаю будет в тему:)

Прикрепленные файлы







Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей

Для бэкпэкеров термобелье и рюкзаки по специальной цене.