Перейти к содержимому



Приветствуем вас на форуме самостоятельных путешественников РУССКИЙ BACKPACKER!

Форум существует с 2004 года и является некоммерческой площадкой, посвященной самостоятельным путешествиям, т.е. путешествиям, организованным по возможности без помощи турфирм и других посредников.

Backpacker (от англ. Backpack – рюкзак) – путешественник с рюкзаком.

Среди форумчан есть и идейные автостопщики, и любители велопутешествий, и те, кто ездит только общественным транспортом или на своих авто, но большинство путешественников не ограничивают себя каким-либо одним способом перемещения в пространстве. Объединяет всех нас желание «проживать» путешествие по максимуму, так, как хочется самому себе.

На форуме накопился огромный объем информации, если же вы не смогли найти ответ или вам нужен индивидуальный совет – смело спрашивайте!


Регионы планеты (маршруты, достопримечательности, проживание)   Визы   Транспорт   Отчеты   Попутчики   FAQ

все форумы >>


Данное объявление видно только неавторизованным пользователям.

Администрация форума.


- - - - -

Северодвинск, август 2007


  • Вы не можете ответить в тему
Сообщений в теме: 28

#1 snelheid

snelheid

    Умудренный

  • Путешественник
  • 110 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Город:Москва

Отправлено 20 июля 2009 - 23:54

В Северодвинск я ездила знакомиться с родителями мужа. Так что вряд ли эту поездку можно в полном смысле слова назвать самостоятельным путешествием. Однако же за неделю пребывания в этом прекрасном городе мне удалось увидеть в нём много необычного и убедиться, что Северодвинск явно заслуживает большего внимания, чем ему обыкновенно уделяют путешественники. В этом небольшом отчёте я расскажу о местечке, с которого открывается прекрасная панорама Севмаша, о странном доме №120 по ул. Ломоносова, о прекрасном диком пляже, на котором можно в полном одиночестве искупаться в Белом море. Но для начала о Кудемской узкоколейке.

Сразу хочу извиниться за качество фотографий. Фотограф из меня никудышный. Но за неделю до той поездки я к тому же купила свой первый фотоаппарат...

Кудемская узкоколейка

Когда-то Кудемская узкоколейка пролегала по маршруту Кудьма-Водогон-Пихкалы-Белое озеро-Палозеро - а это больше сотни километров. Сейчас участок от Кудьмы до Водогона практически полностью разобран, остановка Пихкалы ликвидирована, а от Белого Озера до Палозера можно добраться только на дрезине. Однако от Водогона (пригород Северодвинска) до Белого озера до сих пор ходит тепловозик. Стоит ли говорить, что после опрометчивого рассказа Серёжи про действующую "пассажирскую" узкоколейку мной овладела навязчивая идея прокатиться до Белого озера.

Приехав в Северодвинск, мы обнаружили, что доехать до Белого озера и вернуться обратно за один день не получится: тепловоз уходил с Водогона каждый вечер, но возвращался обратно уже на следующий день. Палатку мы с собой не взяли, переночевать было негде, и после недолгих размышлений мы решили попробовать уговорить машиниста притормозить километров через пять от Водогона, чтобы мы могли выпрыгнуть из вагона и вернуться назад пешком. Однако ж машинист оказался неподкупным, вследствие чего нам пришлось ограничится доскональным осмотром тепловозика во время его стоянки. Как выглядело это чудо техники снаружи все желающие могут лицезреть в моём ютюбовском видеоролике. А вот как оно выглядело изнутри:

Размещенное изображение

А это ракурс, позволяющий делать довольно точные предположения о возрасте тепловоза:

Размещенное изображение

Однако неудача в переговорах с машинистом была щедро компенсирована. Дело в том, что для прогулки по узкоколейке мы выбрали вечер пятницы, и почти сразу после отправления поезда к Водогону потянулись "частники" - счастливые дрезиновладельцы, собирающиеся ехать на дачу. Дрезины шли друг за другом с интервалом в 5-10 минут. Хозяева пятой или шестой дрезины согласились взять нас в попутчики.

Это было захватывающее путешествие. В самом его начале идущая впереди нас дрезина сломалась, её пришлось скинуть с рельс и прицепить к нашей. В ушах так свистело и громыхало, что было почти невозможно говорить. Казалось, мы летели просто с бешеной скоростью, хотя в действительности она вряд ли превышала 40 км/ч. Всю дорогу наш "состав" кидало из стороны в сторону так, что было воистину удивительно, как это никто не слетел в кусты. Я всё никак не могла понять, в чём дело. Лишь фотографируя рельсы на обратном пути, прозрела:

Размещенное изображение

Да-да, это не я так криво сняла, это рельсы пляшут на всём протяжении узкоколейки. Говорят, за время пути поезд частенько сходит с рельс, а дрезина порой оказывается на обочине по несколько раз за поездку. Вот на этом ролике мне удалось запечатлеть проезжавшую мимо нас дрезину.

Водитель дрезины крайне удивился, когда мы попросили его остановиться и высадить нас. Он собрался везти нас до самого Белого озера. Для них подобные путешествия - такой же привычный элемент повседневности, как для нас поездки в метро. Наверное, эти люди долго не могли понять нашего нездорового интереса к узкоколейке.

И напоследок несколько фотографий, отснятых на обратном пути.

Это лежало на обочине:

Размещенное изображение

Дрезинка уползает вдаль:

Размещенное изображение

Здесь шпалы сильно сгнили:

Размещенное изображение

А здесь дорогу недавно ремонтировали:

Размещенное изображение

Когда я пишу, что дрезины отправлялись в путь с интервалом в 5-10 минут, я не шучу и не преувеличиваю. На этой фотографии запечатлено сразу две дрезины:

Размещенное изображение

Семья собирается в путь. До переезда через шоссе Северодвинск-Онега дрезину толкают вручную:

Размещенное изображение

Впервые видела разъезд, где стрелки переводят вручную:

Размещенное изображение

Кстати, ржавая конструкция, виднеющаяся справа на последней фотографии, не что иное, как гараж для дрезины. Такие гаражи тянутся от самого начала узкоколейки до перезда через шоссе Северодвинск-Онега.

#2 LD7

LD7

    Тайный советник

  • Заслуженный
  • 6 466 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Золотой

Отправлено 21 июля 2009 - 00:41

Чудеса на виражах просто! :clap: А сколько стоит удовольствие прокатиться на тепловозике и где продают тикеты - в кассе или на ходу билетёры? :) Рельсы-стрелки там случайно не от царских времён остались?

#3 snelheid

snelheid

    Умудренный

  • Путешественник
  • 110 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Город:Москва

Отправлено 21 июля 2009 - 09:04

А сколько стоит удовольствие прокатиться на тепловозике и где продают тикеты - в кассе или на ходу билетёры?


Билеты приобретаются у машиниста. Кассы там нет вообще. Как нет и станции/платформы в привычном смысле этого слова. А вот сколько стоили билеты, я упорно не помню. Но деньги это были довольно смешные, особенно по сравнению со стоимостью проезда в подмосковных электричках. Тут надо понимать, что по этой ужд ездят только дачники и жители Белого озера. А у них с деньгами негусто. Полагаю, 50 р. хватит на дорогу туда-обратно.

Кстати, обилечивание на ходу там технически невозможно, поскольку состав (это видно на видеоролике) представляет собой два нормальных вагона и три открытые бортовые платформы. Возможность переходить из вагона в вагон, соответственно отсутствует.

Рельсы-стрелки там случайно не от царских времён остались?

Нет, не от царских. В царские времена и Северодвинска не существовало ;) Насколько мне известно, Кудемская ужд была построена в 1949 г. Тогда же появились деревни Белое озеро и Палозеро, которые представляли собой обыкновенные поселения лесорубов, занимавшихся в тех местах заготовкой леса для местного леспромхоза. Для вывоза этого леса и была, собственно, построена ужд.

В начале 90-х леспромхоз прекратил своё существование и узкоколейка утратила своё изначальное предназначение. Не разобрали её до сих пор только потому, что в Белом озере остались жить люди (Палозеро, насколько мне известно, превратилось в обыкновенный дачный посёлок), для которых эта дорога - едиственное средство связи с внешним миром. В Белом озере есть своя школа, но, кажется, нет даже больницы. По крайней мере, рожающих женщин регулярно доставляют в Северодвинск прямо на дрезинах.

К сожалению, в тот раз я до Белого озера так и не доехала, но обязательно поеду туда, если снова окажусь в Северодвинске. Говорят, там очень живописные места. Но! Ехать обязательно нужно с палаткой, т.к. о гостеприимстве местных жителей толком ничего не известно, зато известно, что многие из них выпивают. Обернуться же за сутки туда-обратно практически нереально.

Если у кого-то есть желание прокатиться до Белого озера, попробуйте заранее узнать у местных жителей информацию о расписании движения местного тепловоза. Оно имеет свойство время от времени меняться. Когда я была в Северодвинске, тепловоз уходил на Белое озеро ежедневно в вечернее время (около 18:30), а обратно возвращался поутру. Сейчас, говорят, по вторникам и четвергам он не ездит.

Вписаться на дрезину можно, но проблематично. Особенно, если желающих вписаться больше одного и у них есть с собой какие-то вещи. Обусловлено это тем, что на дачу там ездят, в основном, семьями и загружают свои дрезины под завязку. Так что дополнительных путешественников просто некуда посадить. Если всё же хочется прокатиться на дрезине, то лучшее для этого время - вечер пятницы, начиная с 19:00. В это время они едут в сторону Белого озера одна за другой. Как не трудно догадаться, обратно они возвращаются таким же плотным потоком вечером воскресенья.

#4 LD7

LD7

    Тайный советник

  • Заслуженный
  • 6 466 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Золотой

Отправлено 21 июля 2009 - 11:46

Спасибо за подробные ответы и интересный рассказ. :)

Вот ещё пара ссылок для заинтересовавшихся Кудемской УЖД:

http://sbchf.narod.ru/03/kudemskaya.html
http://narrow.parovoz.com/emb/index.php?ID=2260&PHOTOSEC0=1

(много фоток, исторической информации, раритетные билетики и расписание на участке Водогон - Белое Озеро, правда, за 2005 г.) B)

#5 Дейдре

Дейдре

    Умудренный

  • Путешественник
  • 319 сообщений
  • Пол:Женщина

Отправлено 21 июля 2009 - 11:49

большое спасибо, потрясающий отчет! меня изредка заносит по делам в Северодвинск и я знать не знала, что там есть такое чудо!

#6 snelheid

snelheid

    Умудренный

  • Путешественник
  • 110 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Город:Москва

Отправлено 21 июля 2009 - 12:41

Вот ещё пара ссылок для заинтересовавшихся Кудемской УЖД <...>

По состоянию на 2007 год "в живых" остался только один состав, тот самый, что я запечатлела на фотографиях и на видео. И расписание движения этого состава нужно, конечно, уточнять на месте.

#7 snelheid

snelheid

    Умудренный

  • Путешественник
  • 110 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Город:Москва

Отправлено 21 июля 2009 - 12:45

меня изредка заносит по делам в Северодвинск и я знать не знала, что там есть такое чудо!

В этом нет ничего удивительного. Ведь местные жители не воспринимают эту дорогу как достопримечательность. Я бы тоже про неё ничего не узнала, если бы не муж, который в этом городе вырос. Да и то, он про эту ужд вспомнил по чистой случайности.

#8 virgo

virgo

    Умудренный

  • Путешественник
  • 328 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Город:МО, Гжель

Отправлено 21 июля 2009 - 12:58

Эх... Я вот тоже там была когда-то и не видела там ничего, кроме прилива и отлива :((( Кто же знал...

#9 snelheid

snelheid

    Умудренный

  • Путешественник
  • 110 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Город:Москва

Отправлено 21 июля 2009 - 20:14

Продолжаю рассказ про Северодвинск. На этот раз речь пойдёт о Николо-Корельском Машиностроительном Предприятии :)

Николо-Корельское Машиностроительное Предприятие. Часть первая.

Конечно, предприятия такого в природе нет. Зато есть весьма известный Севмаш (Северное машиностроительное предприятие) - завод, производящий атомные подводные лодки - и чуть менее известный Николо-Корельский монастырь, гармонично дополняющий панораму завода.

Начну я с монастыря, поскольку он появился на беломорском побережье значительно раньше завода. Одни исследователи считают, что построен он был в конце 14 в., другие относят время его постройки к 1419 г., году первого упоминания о монастыре в летописи. Подробно рассказывать об истории этого монастыря не буду: гугл знает её гораздо лучше меня. Однако один факт кажется мне особенно значимым и увлекательным: у стен Николо-Корельского монастыря действовал первый настоящий морской порт российского государства.

История этого монастыря в ХХ в. похожа на сотни историй других монастырей, церквей и прочих культовых сооружений. В 30-х гг., когда в Северодвинске (который тогда был просто посёлком Судострой) началось строительство Севмаша, территорию монастыря решили использовать "рационально", т.е. переоборудовать в заводские цеха. Эти цеха размещались в монастырских стенах вплоть до недавнего времени. Однако лет 10 назад монастырские помещения освободили и решили начать реконструкцию. Вообще-то уже довольно давно говорят, что реконструкция монастыря идёт полным ходом, но когда я там была в 2007 г. никакими ремонтными работами даже не пахло. Помещения были завалены какой-то рухлядью и мусором. Но и в таком изуродованном виде монастырь был величествен и прекрасен. Увы, поскольку Николо-Корельский монастырь находится на территории завода, фотографировать его без специального разрешения строго запрещается, поэтому, чтобы проиллюстрировать свой рассказ могу привести лишь фотографии, найденные в интернете.

Вот так выглядел монастырь до постройки завода:

Размещенное изображение

А вот так он выглядит теперь:

Размещенное изображение

Изнутри всё ещё плачевнее:

Размещенное изображение
Размещенное изображение

Говорят, что сейчас всё стало несколько лучше, что в монастыре даже начали проводить службы и в ближайшем будущем собираются максимально упростить попадание туда для верующих. Но! На момент моего визита туда попасть в монастырь можно было только с редкими и нерегулярными экскурсиями, т.к. он всё ещё был частью режимного объекта. В принципе, я думаю, что попасть в монастырь не такая большая проблема (хотя исследованием этого вопроса специально не занималась). Наверняка можно договориться с кем-то из местной епархии, прикинувшись паломником. Однако же имейте ввиду, что, если ваш визит в монастырь - лишь уловка для дальнейшего посещения завода, смысла мучиться нет. Монастырь находится вдали от всего интересного: ни подводные лодки, ни нефтяные платформы вы рядом с ним не увидите. А поскольку ходить вы, судя по всему, будете под бдительным надзором кого-то из местных служащих, то вас к самому интересному и на десять шагов не подпустят.

Если же попасть на территорию монастыря не получается, то можно ограничиться осмотром монастыря издалека. Он хорошо просматривается с двух точек в городе. Во-первых, с колеса обозрения в детском парке. И во-вторых, с моста, соединяющего о. Ягры с остальной частью города. До этого моста можно доехать из центра на автобусе №1 (на самом деле, "единичка" проезжает полгорода). Не забудьте только спросить у местных жителей, где лучше выйти, чтобы пройтись по мосту пешком. Вот вид, который открывается с этого моста на монастырь, и судоремонтный завод "Звёздочка" (на этот раз фотография моя):

Размещенное изображение

Между прочим, с моста можно разглядеть ещё и часть Севмаша. Вот на этой фотографии хорошо видно строящуюся на заводе нефтяную платформу и один из заводских цехов:

Размещенное изображение

Вообще, всем, кто хочет увидеть в Северодвинске чуть больше, чем видят обычные путешественники, следует раскошелиться и приобрести перед поездкой хороший бинокль. С биноклем в Северодвинске можно увидеть гораздо больше, чем без бинокля. С того же моста можно беспрепятственно рассматривать в бинокль монастырь и часть Севмаша, не боясь никаких окриков охраны или иных неприятностей. Кстати, с колеса обозрения монастырь открывается в другом ракурсе, нежели с моста. А вот завод оттуда практически не виден.

В следующей серии я расскажу собственно про Севмаш и про ещё одно место, с которого можно рассмотреть другую его часть. Причём такое место, про которое, по всей вероятности, не знает никто, кроме местной молодёжи.


П.С. Фотографии Николо-Корельского монастыря позаимствованы с этой странички.

#10 snelheid

snelheid

    Умудренный

  • Путешественник
  • 110 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Город:Москва

Отправлено 22 июля 2009 - 01:02

Николо-Корельское Машиностроительное Предприятие. Часть вторая.

Сразу оговорюсь, что принадлежу к числу тех немногих счастливцев, кому, не будучи работниками завода или хотя бы жителями Северодвинска, удалось побывать на Севмаше. Каким именно образом я туда попала, писать не буду из этических соображений. Однако же попала я туда абсолютно легально, получив пропуск в специальном кабинете и сдав свою сумку вместе с фотоаппаратом и мобильным телефоном в камеру хранения.

В принципе, фотоаппарат можно было незаметно протащить внутрь, благо, он у меня спокойно умещается в кармане джинсов. Но снимать на территории завода категорически запрещено, вплоть до того, что работникам Севмаша не разрешают пользоваться на территории завода мобильными телефонами с камерой. Подводить мне никого не хотелось, поэтому и фотоаппарат и мобильник я честно сдала в камеру хранения, хотя соблазн ослушаться запрета был велик...

Кстати, пропуск, который нам выдали, действовал ровно 15 минут с момента выписки, поэтому, едва получив на руки заветные бумажки, мы с Серёжей тут же устремились к проходной завода.

Те поклонники индастриала, которым приходилось когда-либо бывать на очень больших заводах, могут представить себе, что это такое. Завод, территория которого занимает более 300 гектаров и на котором работает более 1/8 населения города! (Думаю, если считать только тех, кто действительно живёт в Северодвинске, а не просто имеет северодвинскую прописку, то окажется, что на Севмаше работает более 1/6 жителей.)

Не могу сказать, что обошла всю территорию завода - она огромна и подобная прогулка заняла бы не один час. Не могу похвастаться и тем, что мне удалось полазить везде, где хотелось, и потрогать всё, что хотелось. Но! Я своими глазами, не на картинке, а на расстоянии десятка метров видела "Акулу". Я своими глазами видела легендарного "Адмирала Горшкова". Я видела вблизи, как строят для Норвегии нефтяную платформу, предназначенную для разработки нефтяных месторождений в Северном Ледовитом океане. И ещё множество больших и маленьких судов, огромную кучу самых разнообразных кранов... Всего не перечислить и всех впечатлений не описать. Севмаш - это настоящих город в городе, со своим сквером и своим транспортным сообщением, с собственными улицами и заводской газетой. Одним словом, если у вас когда-нибудь будет возможность попасть на этот завод, идите туда не раздумывая - Севмаш действительно потрясает воображение.

А способов попасть на завод не так уж и много. Перечислю здесь все те, что известны мне:
  • Во-первых, на Севмаш можно попасть с экскурсией на завод. Правда, такая экскурсия будет состоять на 50% из посещения музея при заводе, что не столь интересно. Как правило, на такие экскурсии изредка водят северодвинских школьников, и, есть подозрение, что для участия в них необходимо иметь северодвинскую прописку. Однако, везде и всегда можно найти какие-то лазейки. Вероятно, на заводе бывают "дни открытых дверей" по каким-нибудь профессиональным праздникам, например, в День военно-морского флота. По крайней мере, раньше именно в День военно-морского флота местных жителей пускали в порт и позволяли осматривать стоящие там суда, в том числе изнутри. Одним словом, про возможные экскурсии нужно узнавать отдельно, что требует определённого упорства, но награда стоит того.
  • Во-вторых, на Севмаш можно попасть с экскурсией на Соловки. Раз в неделю из Северодвинска на Соловки отправляется круизный теплоход "Ахтуба". Забавно, но посадка на него осуществляется не с территории порта (который, к слову, тоже является режимным объектом), а с территории завода. При таком способе попадания на завод многого, конечно, не увидишь. Но, учитывая то, что глаза вам завязывать по пути на теплоход и при отплытии никто не будет, на подводные лодки и прочие суда посмотреть наверняка получится.
  • В-третьих, попасть на Севмаш можно, если вы там работаете, собираетесь работать или имеете там какие-нибудь командировочные дела.
  • Четвёртый вариант - связи.
  • Пятый вариант я описала выше, рассказывая про попадание в монастырь.
Других легальных вариантов попадание на территорию завода, насколько мне известно, нет.

Зато есть чудесное место, откуда можно завод хорошенько рассмотреть. Биноколь при этом крайне желателен, хотя кое-что видно и без него. Итак, если кому-то захочется вдоволь насмотреться на панораму Севмаша, а заоодно увидеть и неплохую панораму города, ниже привожу подробную инструкцию по тому, как до этого места дойти. Учтите, что идти нужно будет пару километров пешком в один конец, причём не по асфальту, а по просёлочной дороге, так что желательно иметь для этой прогулки удобную обувь.

Открываем подробную карту Северодвинска и на западной окраине города находим пересечение улицы Карла Маркса с улицей Трухинова. С этой точки и начинается путь. Идти надо по ул. Трухинова на север. При этом справа вы увидите три дома, стоящих слегка на отшибе. Это очень хороший ориентир, на карте его тоже можно найти.

Размещенное изображение
вот эти дома + кусочек дороги, по которой предстоит идти
(здесь и далее фотографии размещаются исключительно с целью предоставления желающим добраться до этого места неких визуальных ориентиров)

Дорога достаточно широкая, свернуть с неё и заблудиться трудно. Вскоре после этих домов вы увидите много-много гаражей. Эти гаражи также нужно пройти, никуда не сворачивая. Далее справа по курсу будет заброшенное здание, огороженное колючей проволокой. Насколько я помню, это последний яркий ориентир на пути, указывающий на то, что вы никуда не свернули и идёте правильно:

Размещенное изображение

Через какое-то время после этого здания, ваше внимание, возможно, привлечёт холм явно искусственного происхождения. В самом деле, откуда на территории Северодвинска, построенного на болотах, мог взяться большой холм, да ещё и в такой непосредственной близости от побережья? Обходим этот холм справа и видим...

Размещенное изображение

... старательно замаскированную штуку.

Эта штука интересна сама по себе. Мы облазили её всю, но так и не поняли, что это такое. Кому понадобилось городить вокруг штуки целые крепостные стены? И что эти стены скрывали от любопытных глаз?

К раззявленным дверям штуки ведут рельсы. Рельсы уходят прямо в бетон и успели изрядно зарасти. Шпал либо не было вообще, либо их давно растащили. Внутри штуки ничего нет: только следы рельс, некоторое количество мусора и туннельный свод потолка.

Размещенное изображение

Размещенное изображение

Размещенное изображение

Высота свода, кстати, весьма приличная - метров пять. А сверху он покрыт земляной насыпью, на которой невинно зеленеет трава и растут кустики. Кроме того, на этой же насыпи торчат две вентухи с лесенками, ведущими внутрь штуки.

Размещенное изображение

Именно на эту насыпь и надо забираться, чтобы как следует осмотреть завод. Разглядеть оттуда можно много чего, в том числе и подводные лодки. Причём, повторюсь, шансы увидеть что-то действительно интересное резко возрастают при наличии бинокля. Ниже приведу несколько фотографий Севмаша, отснятых с насыпи. Качество ужасно, ибо снималось всё на цифромыло в максимальном увеличении, но ничего лучшего у меня нет.

Размещенное изображение
Такая же штука, но уже на территории завода и под охраной.

Размещенное изображение
Общий вид на завод. Приглядимся к деталям.

Размещенное изображение
Прямо по центру цех, в котором собирали корпус лодки. Мы наблюдали за этим на заводе через запечатлённую на этой фотографии щель. Непосредственно перед цехом в сухом доке стоит "Адмирал Горшков".

Размещенное изображение
Огромный кран, перемещающийся по набережной по рельсам. Слева от него собирают основание морской нефтяной платформы.

Размещенное изображение
Ещё краны.

Размещенное изображение
Неизвестного назначения цеха.

Остальные детали картины внятно отразить не удалось. В том числе, не получилось заснять суда, стоявшие в порту. Мой фотоаппарат оказался на это не способен :(

Между прочим, завод - не единственное, на что можно полюбоваться, забравшись на штуку. С одной стороны с неё открывается прекрасный вид на Северодвинск:

Размещенное изображение
(кстати, тут видны те самые гаражи, мимо которых лежит дорога к штуке)

С другой же стороны открывается не менее прекрасный вид на Белое море:

Размещенное изображение


Кстати, по поводу штуки. Если кто-нибудь имеет какие-то идеи относительно её предназначения, буду очень рада эти идеи узнать.

#11 snelheid

snelheid

    Умудренный

  • Путешественник
  • 110 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Город:Москва

Отправлено 22 июля 2009 - 13:21

Дикий пляж

Обычно, когда я езжу на севера, мне феноменально везёт с погодой. Поездка в Северодвинск не стала исключением. 16 августа, в день нашего приезда, воздух в городе прогрелся до 30 градусов. И вплоть до самого нашего отъезда в городе держалась прекрасная погода. Можно сказать, мы застали тот трудноуловимый период, про который жители Северодвинска шутят:
- Ну как, лето в этом году было?
- Было, да я в этот день работал.

Естественно, в первый же день нашего пребывания в Северодвинске мы решили воспользоваться благоприятными погодными условиями и пошли купаться.

На тот момент про дикий пляж, речь о котором пойдёт ниже, мы ничего не знали, поэтому поехали на единственный городской пляж, расположенный на острове Ягры. Пляж находится на набережной Александра Зрячева. Общественный транспорт, насколько я помню, прямо к ней не подвозит, но заблудиться там трудно. Сам остров мне не понравился унылой однотипной застройкой, однако же пляж оказался довольно милым и чистым. Безусловный его минус - многолюдность. Причём, даже несмотря на весьма холодную воду, купающихся в море не мало. Мы тоже присоединились к купающимся, правда далеко заплывать не стали: температура воды (и это в середине августа!) была около 17 градусов, что не располагало к длительным водным процедурам.

А вечером мы пошли на окраину города искать старое стрельбище. Надо сказать, поле на котором оно когда-то находилось, изрядно заросло травой. Поэтому, стрельбища мы так и не нашли, хотя наверняка несколько раз проходили по тому месту, где оно когда-то было. Зато нашли мы нечто другое - прекрасный дикий пляж, чистый, песчаный и абсолютно безлюдный.

Насчёт безлюдности я, правда, слукавила, потому что привёл нас к пляжу едва заметный дымок костра. Так что люди там всё-таки были. Но от этой единственной отдыхавшей на пляже семьи можно было отойти на такое расстояние, чтобы не видеть её и не слышать. Благо берег вдоль пляжа зарос травой высотой в человеческий рост, и малейшего изгиба береговой линии достаточно для того, чтобы спрятаться от случайных людей.

Честно скажу, на том пляже мы не купались, поскольку дошли туда как раз к закату и надо было спешить домой, пока обратная дорога окончательно не погрузилась в сумерки. Но то, что купаться там можно, наглядно продемонстрировала отдыхавшая на пляже семья. Причём вода там не холоднее, чем на Яграх, и намного чище. Песок не хуже, чем на Яграх, и тоже существенно чище. А само место очень атмосферное и уединённое. Могу поручиться, что подавляющее большинство жителей Северодвинска ничего не знает об этом пляже.

Вот, собственно, сам пляж. Фотографии, как всегда, оставляют желать лучшего.

Размещенное изображение

Размещенное изображение

Единственный минус этого места - дорога к нему. Но, как часто случается, недостатки являются продолжением достоинств. Если бы не эта дорога, пляж давно бы уже загадили люди.

Итак, как же дойти до пляжа? В предыдущей части своего рассказа я подробно описывала дорогу к некоему сооружению, спрятанному от людских глаз за искусственным холмом. Так вот, для начала нужно дойти до этого холма, а потом от него двигаться в сторону моря под углом примерно 45 градусов к западу от холма. Причём, если до холма ведёт весьма приличная дорога, то дальше путь лежит через заросли травы (если повезёт, можно найти небольшую протоптанную тропинку, ведущую почти до самого моря). Правда идти по зарослям недолго, расстояние до моря не превышает километра. Кстати, пляж скрывается за искусственной насыпью, также поросшей травой, поэтому бОльшую часть пути его не видно и ориентироваться в дороге проблематично.

Здесь необходимо сделать несколько замечаний для желающих попасть на пляж. Во-первых, обязательно возьмите с собой репеленты. Гнус в этих зарослях был весьма активен даже в середине августа, и мне здорово покусали ноги. Во-вторых, имейте ввиду, что после сильных и долгих дождей дорога, скорее всего, становится проходимой разве что в резиновых сапогах-ботфортах. Местность явно склонна к заболачиванию. В-третьих, подумать об обуви стоит даже в сухое лето. Обувь должна быть хорошо приспособлена для ходьбы по не очень ровной и сильно заросшей местности с множеством мелких препятствий на пути (маленькие ручейки, всяческие коряги, ямы и т.п.). В-четвёртых, возвращаться обратно лучше засветло. Иначе велик шанс потерять дорогу, которой шли туда. Заблудиться там, конечно, невозможно, т.к. из этих зарослей хорошо видны дома на окраине города, но вот вернуться с прогулки мокрым и грязным можно запросто.


П.С. Безусловно, этот дикий пляж не является единственным диким пляжем в Северодвинске и окрестностях. Ещё один неплохой пляж есть, например, напротив бульвара Строителей около набережной у бывшего причала буксира. Однако изо всех увиденных мной за поездку пляжей описанный выше был безусловно самым безлюдным и живописным.

Сообщение отредактировал hvoya: 22 июля 2009 - 13:23


#12 snelheid

snelheid

    Умудренный

  • Путешественник
  • 110 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Город:Москва

Отправлено 22 июля 2009 - 23:28

Дом-лабиринт

Примерно на четвёртый день моего пребывания в Северодвинске, совершая очередную пешую прогулку по городу, я обратила внимание на огромный дом довольно необычной конструкции. В Москве я подобных домов точно не видела. Снаружи дом выглядел милым и опрятным, и я заметила вскользь, что кому-то явно повезло с квартирой.

Размещенное изображение

Размещенное изображение

Муж иронично улыбнулся в ответ и спросил: "Ты действительно так думаешь?" И с этими словами повёл меня искать первую попавшуюся открытую дверь в не_важно_каком подъезде дома. В одном из подъездов не работал домофон, и мы вошли внутрь.

Те, кто долго жил в коммунальных квартирах, наверное не испытают такого удивления, оказавшись внутри. Но на меня увиденное произвело довольно сильное впечатление. Я затрудняюсь назвать точное число подъездов в этом доме, но их действительно очень много, уж точно больше десяти. При этом дом выстроен не по прямой, геометрию его довольно сложно описать словами, поэтому ограничусь ссылкой на вид сверху. Если присмотреться к карте, можно разглядеть, что у дома два корпуса (с разными адресами), которые соединены друг с другом тремя переходами на разных этажах. Высота дома каскадами поднимается с 9-и до 16-и этажей. Теперь представьте, что внутри все подъезды этого дома соединены общими коридорами. Это уже не коммунальная квартира, а целый дом-коммуна. Из-за того, что этот длинный коридор постоянно меняет направление, возникает странное ощущение. Кажется, что ты идёшь по лабиринту, и отчасти так оно и есть: войдя в дом через один подъезд и прогулявшись по коридору, никогда не угадаешь из какого именно подъезда выйдешь на улицу. Длина коридора на разных этажах тоже разная. На трёх этажах можно прогуляться от первого подъезда дома №120 по ул. Ломоносова до последнего подъезда дома №17 по бульвару Строителей. Начиная с 9-ого этажа, коридоры становятся всё короче и короче и на самых верхних этажах уже мало отличаются от коридоров в обычных домах.

Дополнительную путаницу в планировку вносит тот факт, что большинство квартир в доме двухэтажные. Например, жильцы 13 и 15 этажей будут ходить к себе в квартиру по общему коридору, находящемуся на 14 этаже. Зато в коридоре 15 этажа будет всего несколько дверей, ведущих, на самом деле, в квартиры 14 этажа. На некоторых этажах коридоров нет вообще. (Нумерация этажей дана исключительно для примера и не соответствует реальному положению вещей!)

Конечно, фотографии весьма слабо передают внешний вид и атмосферу этого странного места, но всё-таки приведу парочку для наглядности.

Размещенное изображение
Так выглядит путь от одного подъезда к другому.

Размещенное изображение
Вот ещё один пример.

Стены многочисленных лестничных клеток и некоторых коридоров разрисованы симпатичными граффити.

Размещенное изображение

Размещенное изображение

Освещение в коридорах либо крайне слабое, либо вовсе отсутствует. Поэтому гулять по проходам, ведущим от подъезда к подъезду столь же увлекательно, сколь и жутковато. Одна бы я, наверное, туда не сунулась.

На сайте Северодвинска к первой фотографии из этой части моего рассказа оставлен один-единственный комментарий: "Ой, я раньше в этом доме жила... никому не советую". И надо сказать, я вполне разделяю эти эмоции. Однако ценителям советского зодчества, любителям странных мест и просто фрикам дом-лабиринт наверняка понравится.

#13 LD7

LD7

    Тайный советник

  • Заслуженный
  • 6 466 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Золотой

Отправлено 22 июля 2009 - 23:55

Прямо-таки мистический рассказ: исчезающая во времени узкоколейка, секретный завод, загадочная штука со ржавыми рельсами, теперь вот странный дом-лабиринт... :o

Весьма интересно, но... боюсь представить, что нас ждёт дальше Размещенное изображение

#14 snelheid

snelheid

    Умудренный

  • Путешественник
  • 110 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Город:Москва

Отправлено 23 июля 2009 - 13:44

Весьма интересно, но... боюсь представить, что нас ждёт дальше


Увы, обо всех изюминках города, которые мне удалось раскрыть в свой первый и единственный пока визит, я уже написала. Далее будет только небольшой рассказ про город вообще + некоторое количество практической информации для путешественников. Возможно, в зимние каникулы поеду в Северодвинск ещё раз, тогда отчёт можно будет дополнить.

Если удастся побороть лень, напишу ещё пару строк о своих вылазках в Архангельск и Малые Корелы и чуть больше о поездке в Сийский монастырь (про последний, по крайней мере, я никакой конкретной информации на этом форуме не видела).

#15 snelheid

snelheid

    Умудренный

  • Путешественник
  • 110 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Город:Москва

Отправлено 24 июля 2009 - 00:32

Пожалуй, на этом рассказ о неизведанных местах Северодвинска можно закончить и перейти к более общим вопросам. Эту часть отчёта я посвящу не описанию "мистических", "секретных" и "странных" объектов, а самому городу. Несмотря на то, что Северодвинску нет даже сотни лет, он всё же не похож на однотипные города советской застройки.

Визуально, город отчётливо делится на три части: остров Ягры, КвАртал и старый и новый город.

Остров Ягры, как я уже писала выше, мне не понравился: скучная типовая советская застройка производит тоскливое впечатление. Раньше на этом острове располагался Ягринлаг - практически лагерь смертников. Заключённые Ягринлага и занимались постройкой Северодвинска и окрестных железных дорог, погибая при этом целыми этапами. Так что рассказы о том, что ягринские дома стоят на одной большой братской могиле, не будут преувеличением. Правда, довольно большую часть острова занимает сосновый бор. Говорят, что он красив и достоин посещения. К сожалению, не могу подтвердить эту информацию, поскольку ягринский сосновый бор стал, кажется, единственным местом в городе, до которого я так и не дошла.

КвАртал (так зовут эту часть города местные жители) условно отделяет от старого и нового города водохранилище, два пруда с уточками и железная дорога на Нёноксу. Въехать в Квартал можно либо по мосту через пруды с уточками, либо через железнодорожный переезд.

Размещенное изображение
вид с моста

Причём если вокруг прудов, водохранилища и по многочисленным мостикам гулять весьма приятно, то в самом Квартале делать абсолютно нечего. Дома новейшей постройки (начиная с 80-х гг.) ничем не примечательны, разбросаны по территории района весьма хаотически. И в целом эта часть города мало отличается от новых московских спальных районов. Разве что инфраструктура в Квартале хуже в разы. Со стороны моста район выглядит примерно так:

Размещенное изображение

Пожалуй, существует лишь одна причина, которая оправдывает посещение Квартала. Это единственный район, в котором в современном Северодвинске при некотором везении можно наблюдать за работой земснаряда.

Как известно, Северодвинск стоит на болотах. Поэтому, чтобы построить в городе что-либо кроме двухэтажных деревянных домов, необходимо залить огороженный земляной насыпью котлаван пульпой. Смесь песка с водой обычно подаётся по трубам на расстоянии. На данный момент, Квартал, кажется, единственная часть города, которая продолжает намываться. Во всяком случае, мне удалось увидеть установку в действии. Выглядит это весьма необычно, мне понравилось.

Размещенное изображение
К сожалению, снимать пришлось против солнца :(

Размещенное изображение
Пульпа бьёт ключом из-за насыпи.

Зимой такого в городе, естественно, не увидишь. Да и текущим летом, учитывая фактор кризиса, рассчитывать особенно не на что.

Наконец, расскажу про самую красивую часть города - старый и новый город. Эта часть начинается у железнодорожного вокзала и тянется до бульвара Строителей. Здесь органично сочетаются старые деревянные домики, толстостенные дома сталинских времён и многоэтажки 60-х - 80-х гг. Город хорошо спланирован, по чистым широким улицам приятно гулять. Даже самые старые дома в подавляющем большинстве выглядят довольно ухожено. Видно, что за городом следят.

Большинство уцелевших деревянных домов времён посёлка Судострой расположено в радиусе километра от вокзала.

Размещенное изображение

Размещенное изображение

Причём совсем ветхие деревянные дома либо реконструируются, либо сносятся с тем, чтобы на их месте построить новые. Недалеко от вокзала начинается и территория Севмаша.

Дальше центральной площади города, которая традиционно называется площадью Ленина, деревянные дома практически не встречаются. Доминантой города на какое-то время становятся кирпичные сталинские дома.

Размещенное изображение

Размещенное изображение

Размещенное изображение
городская больница

Старая часть Северодвинска полностью заканчивается за проспектом Труда. Но и тут город не теряет своего лица. Отчасти это, вероятно, связано с продуманностью планировки. Отчасти - с великим разнообразием многоэтажек. В новой части города расположен ещё один режимный объект - военный порт. Мы попробовали туда пройти, но нас не пустили :( Лишь через открытые ворота можно было разглядеть пару судов у причала. Бульвар Строителей - граница нового города - тянется параллельно заливу Белого моря, всего в сотне метров от него.

Размещенное изображение
Площадь Корабелов в новом городе - одно из самых узнаваемых мест в Северодвинске. Площадь действительно красивая.

В общем и целом, Северодвинск произвёл на меня впечатление города очень чистого, ухоженного и весьма зажиточного. Бросается в глаза большое число библиотек и различных культурных учреждений. Видимо сказывается то, что в город с момента его основания и до самого развала СССР в большом количестве заселялась техническая интеллигенция.

#16 snelheid

snelheid

    Умудренный

  • Путешественник
  • 110 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Город:Москва

Отправлено 24 июля 2009 - 15:39

Итак, я подхожу к последней части моего отчёта. В качестве заключения хотелось бы поделиться некоторым количеством практической информации.

Зачем ехать в Северодвинск?

В Северодвинск нужно ехать за неспешным ритмом жизни, за романтикой индастриала и своеобразием советской архитектуры, за закатами над морем, за небольшими, но всегда неожиданными открытиями. В Северодвинск нельзя ездить для галочки, транзитом. За несколько часов пребывания в городе его невозможно увидеть: красота в Северодвинске неброская, а все необычные вещи в городе скрыты от посторонних глаз. Лишь задержавшись в городе на пару дней, вы начнёте его понимать и открывать в нём какие-то необычные места, как это было в моём случае. Категорически противопоказан Северодвинск любителям культурного туризма, т.е. тем, для кого достоинства города измеряются исключительно количеством музеев и домов дореволюционной постройки. Именно такие люди чаще всего говорят, что в Северодвинске не на что смотреть.

Погода в Северодвинске

Северодвинск - город ветров. За неделю моего пребывания там в городе не было ни одного безветренного дня. Благодаря ветрам, даже в самую жаркую погоду изнуряющего зноя в Северодвинске не наблюдается. Однако есть и обратная сторона этого обстоятельства: зимой даже при небольшой минусовой температуре на улице должно быть, мягко скажем, не очень приятно.

Кроме того, погоде в Северодвинске свойственно резко и неожиданно меняться. В тот день, когда мы гуляли по узкоколейке, в городе случилась страшная гроза. Причём погода испортилась прямо на глазах за те десять минут, которые мы потратили, чтобы дойти от Водогона до дома. Резкий, ураганный ветер, ливень, через который не было видно практически ничего, кроме молний... Оставалось только возносить хвалы Аллаху за то, что мы наблюдали грозу с балкона, а не ехали в этот момент на Белое озеро. Хотя надо заметить, само по себе зрелище грозы над Белым морем очень впечатляет. И ещё один плюсик в пользу города - очень хорошая система водостоков. Даже после такой мощной грозы по улицам можно ходить, а не плавать, как во многих местах Москвы.

Жилищный вопрос

Специально его изучением я не занималась. Темперамент у местных жителей северный, т.е. никто вас с улицы за руку к себе домой не потащит, поэтому о вписках лучше договариваться заранее.

Видела в городе несколько гостиниц, но ценами на проживание и уровнем комфорта не интересовалась. Могу сказать только одно: с горячей водой и электричеством проблем быть не должно. Горячую воду в Северодвинске отключают летом примерно на три недели, во всё остальное время и горячую, и холодную воду подают регулярно без перебоев.

Летом вполне можно жить в палатке. Лучшее место для палатки - сосновый бор на острове Яргы (пишу по подсказке мужа, т.к. сама в этом бору не была). Плюсы этого места: людей довольно мало, лишь редкие гуляющие горожане, при желании можно забуриться и вовсе в глушь; мест для палатки очень много; в обозримой близости находится пусть и окраина города, но зато с хорошим регулярным транспортным сообщением со всей остальной частью Северодвинска.

В других местах с установкой палатки хуже. В самом городе есть пара небольших парков, но они очень окультурены и там гуляет довольно много людей. Город окружён преимущественно болотами, поэтому за чертой города можно разместиться разве что на другом берегу залива Белого моря, в районе Уймы. Но это, во-первых, далековато от города. А во-вторых, территория там довольно плотно застроена дачами. Так что ягринский сосновый бор не имеет конкурентов.

Питание

По сравнению с Москвой совсем недорогое, но и "бомж-столовок" мною замечено не было. Выбором мест для перекусов мы особенно не заморачивались. Цены во всех попадавшихся нам заведениях города были примерно одинаковыми. Довольно плотный обед с пивом стоил в 2007 г. от 120 до 200 р. на человека. В Северодвинске надо наедаться рыбой. Готовят её там вкусно везде без исключения. Рыба всегда свежая и очень дешёвая. Душевная порция палтуса в ресторане стоила 120 р.

Если готовить еду самостоятельно, то цены на продукты будут примерно равны московским на всё, кроме рыбы. Свежую рыбу можно купить утром прямо у рыбаков на рынках. Есть и достаточно дешёвые магазины, торгующие исключительно рыбой, которую они закупают непосредственно у рыбаков.

Кроме того, можно и самим ловить рыбу, а в сезон собирать грибы и ягоды - в окрестностях Северодвинска их очень много.

Городской транспорт

В городе очень хорошо работает автобусное сообщение. Автобусов много, ходят они часто и по удобным маршрутам. Билеты недорогие, обилечивают кондукторы прямо в автобусе. Маршрутки по городу не ездят, зато существует множество междугородных маршруток. В частности, легко можно уехать в Архангельск. Транспорт туда ходит, наверное, каждые 20 минут. Кроме того, в городе есть:
  • узкоколейка до Белого озера
  • железнодорожное сообщение с Архангельском (поезда доходят, кажется, только до Исакогорки)
  • железнодорожное сообщение с Нёноксой
Пассажирские поезда ходят очень редко! В одну сторону в обоих направлениях - не больше двух в день.

По грибы - по ягоды

Местные жители ездят за грибами и ягодами по железной дороге: либо на станцию Лайская (исакогорское направление), либо в сторону Нёноксы. Из ягод собирают чернику, голубику, бруснику, морошку, клюкву. Из грибов, в основном, белые грузди, волнушки и рыжики - на засолку, опята - на маринования, подосиновики, белые, маслята - для прочих нужд. Все остальные грибы жителями за грибы не считаются, с чем я никак не могла смириться до самого отъезда. Выбирая грибное место, смело ориентируйтесь на людей с такими жестяными чемоданами за спиной:

Размещенное изображение

Именно с ними, а не с привычными пакетами/корзинами, в Северодвинске ходят за грибами.

Если грибы-ягоды не являются самоцелью, а хочется просто побродить по лесу, езжайте в Уйму. Места там живописные, а вдоволь нагулявшись, можно спокойно дойти пешком до города, не дожидаясь "дежурки".

Размещенное изображение

Размещенное изображение

Сразу за дачами начинается прекрасный лес. Сосны, ягель - всё как и должно быть в настоящем северном лесу. Имейте ввиду, что комаров там много даже во второй половине августа. Не советую соваться в лес в открытой одежде и без репелентов.

Про рыбалку

Половить рыбу в Белом море мне не удалось - по глупости оставила в Москве все свои снасти :( Однако возможности для рыбалки в городе есть. Во-первых, я неоднократно видела, как местные жители ловят на удочку непосредственно в городских прудах. Во-вторых, у многих жителей есть моторные лодки, и теоретически можно напроситься с ними на рыбалку. Гаражи для моторок были замечены мной в частности перед уйменским железнодорожным мостом через залив Белого моря. Некоторые местные жители ездят на моторках на дачи, в частности, под Нёноксу. Так что, если есть желание посмотреть на жизнь отдалённых посёлков, в теории возможен гидростоп.

Куда поехать из Северодвинска

В радиусе 300 км от Северодвинска расположено весьма много различных интересных мест, в которые можно съездить на 1-2 дня. Я сама выезжала в Архангельск, Малые Корелы и Сийский монастырь.

До Архангельска из Северодвинска можно доехать на маршрутке (проезд стоит недёшево!) или автостопом. Дорога очень хорошая, машин по ней ездит много. Время в пути - 30-40 минут. Маршрутка останавливается недалеко от морского порта. Там же надо искать транспорт в обратном направлении.

В целом, Архангельск после Северодвинска (только не пинайте ногами) произвёл на меня гнетущее впечатление. Да, в городе много старых красивых домов, но состояние большинства из них весьма плачевно. Очень много разрухи, и это угнетает. Многие дома 19 века стоят с выбитыми стёклами и заколоченными дверями. На одном из таких заброшенных домов мы прочитали памятную табличку: "4ая средняя школа открыта в 1811 году в честь 100-летия со дня рождения М.В. Ломоносова". Кроме того, в городе полно покосившихся деревянных домов, которые отнюдь не выглядят так ухожено, как в Северодвинске. Много и грязи - даже в сухую погоду.

Какой-либо культурной программы в Архангельске у нас предусмотрено не было. Хотелось просто погулять по городу несколько часов. Очень красива в Архангельске набережная. В старом городе попадаются время от времени очень ухоженные старые дома и церкви. Видимо они представляют бОльшую художественную ценность, чем какая-то школа 1811 г. постройки, поэтому за ними следят. Забавно было наблюдать в Архангельске... верблюда, который невозмутимо лежал где-то в районе местного парка культуры и отдыха в ожидании желающих покататься.

Малые Корелы мне, в общем, тоже понравились. Но я оказалась там в самое неудачное время - в выходной день. Никогда не повторяйте моей ошибки и не ездите в Малые Корелы в выходные! Вы будете гулять среди огромного количества новобрачных и их сопровождения, а вовсе не среди старых деревянных построек. Если же вы всё-таки попадёте в Малые Корелы в выходной день, советую быстро осмотреть Каргопольско-Онежский сектор и сразу уходить по мосткам в другую часть музея. Туда не доходит, по крайней мере, половина туристов, поэтому по Мезенскому, Пинежскому и Двинскому сектору можно спокойно гулять. Кстати, дорога, ведущая в эту часть музея, сама по себе необычайно живописна и достойна внимания. Наконец, гуляя по Малым Корелам, заходите во все избы, мельницы и т.п., куда открыт доступ. В большинстве случаев, внутри всё не менее интересно, чем снаружи, а иногда бывает и более интересно.

Свято-Троицкий Антониево-Сийский мужской монастырь требует чуть большего внимания, поскольку про него информации (особенно на этом форуме) намного меньше, чем про Архангельск и Малые Корелы. Несколько раз на этом форуме я натыкалась на мнение, что Сийский монастырь - хорошее место для тех, кто хочет пожить при каком-нибудь монастыре вдали от толп паломников. Заявляю с полной уверенностью: это неправда как минимум для летнего времени! Да, народу в Сие пока меньше, чем в Малых Корелах. Но из Архангельска до Холмогоров ведёт прекрасная дорога, которую, видимо, недавно ремонтировали, и в Сию приезжает очень много автотуристов. Там даже построили гостиницу "Сийский паломник". А монастырь с гостиницей уже по определению не может быть местом уединения.

Размещенное изображение

Этот новодел, надо сказать, на фоне монастыря выглядит весьма нелепо и сильно раздражает. Хороши также обнаглевшие сийские лошади. Туристы настолько избаловали их подачками, что лошади теперь в прямом смысле слова не дают машинам проехать, вставая у них на пути и засовывая морды в салон в поисках вкусненького.

Размещенное изображение

Сам монастырь действительно красив и действительно стоит на берегу озера, в котором можно купаться в тёплую погоду. Но мы были в Сие пасмурным утром, и пейзаж вокруг монастыря имел весьма унылый и неприветливый вид. А монастырь хорошо смотрелся даже в такую погоду.

Размещенное изображение

Ехать до Сийского монастыря из Северодвинска около трёх часов. Для путешествующих на машине легко можно обернуться туда-обратно за день. Для тех, кто едет стопом или цивильным транспортом (маршрутка Северодвинск-Архангельск, автобус Архангельск-Холмогоры, а как ехать дальше, надо узнавать дополнительно) сделать это будет сложнее, поэтому на всякий случай можно захватить с собой палатку. Рядом с монастырём находится летняя столовая с воистину демократическими ценами (щи - 30 р., блины - 20 р., чай - 8 р., 0,6 л минералки - 15 р.), но со скудным меню, сильно зависящим от православного календаря. Однако перекусить можно всё равно. Специально для девушек: юбку и платок выдают при входе в монастырь, так что "спецодежда" для поездки не понадобится.


Помимо описанных мной мест из Северодвинска можно съездить в Нёноксу, в Новодвинск, в сами Холмогоры и село Ломоносово, в Онегу, в Голубино и многие другие интересные места (например, при наличии денег, слетать на Новую землю посмотреть на белых медведей).

В Нёноксе я побывать не успела. Как известно, Нёнокса - режимный город (в нём расположен полигон для испытаний баллистических межконтинетальных ракет подводного базирования) и легальное попадание в него возможно только по пропускам, получить которые весьма проблематично. Однако нелегальное попадание в Нёноксу не составляет большой проблемы как летом, так и зимой. Летом можно воспользоваться поездом до Нёноксы. КПП располагается на остановке "22 километр". Соответственно, для попадания в Нёноксу необходимо выйти из поезда за одну остановку до КПП (на "Солзе"), обойти КПП по лесу, а дальше по шпалам дойти до Нёноксы. Путь будет длинным (около 25 км), поэтому, если обратно тоже хочется вернуться пешком, в такое путешествие необходимо брать с собой палатку, некоторое количество еды и воды и репеленты. В принципе, обратно можно уехать на "дежурке", но тогда неприятная беседа на выезде из Нёноксы практически неизбежна (надо говорить, что ходили по грибы или на деревянную архитектуру посмотреть, а про то, что Нёнокса режимный объект, ничего не знали). Зимой доехать до Нёноксы проще: от шоссе Северодвинск-Онега туда ведёт зимник протяжённостью 14 км. КПП на пути отсутствует.

Ради чего все эти сложности? Главным образом, ради того, чтобы посмотреть на деревянный храмовый ансамбль 17 в., в том числе на единственный в России деревянный пятишатровый храм. Кроме того, лично для меня, 25-икилометровая прогулка по практически безлюдным и весьма живописным местам сама по себе является удовольствием. Да и некоторую романтику запретного плода никто не отменял :)

Кстати, если кого-то привлекает идея глянуть краем глаза на полигон, хочу предупредить, что игра не стоит свеч. Полигон, судя по всему, представляет собой просто участок моря, с которого не слишком часто (т.е. далеко не каждый день) взлетают ракеты. Конечно, запуск ракет, зрелище весьма эффектное.

Размещенное изображение

Но шанс его увидеть очень мал, а вероятность больших неприятностей для особо любопытных, напротив, очень высока. Так что лучше даже не пытаться.

В Новодвинске можно посмотреть остатки Новодвинской крепости (её описание есть на этом форуме).

В Голубино находится много привлекательных объектов (пещеры, водопады, остатки монастыря, заповедные реки, оленеводческие хозяйства). Там отстроен большой туркомплекс, поэтому не уверена, что в Голубино можно ставить палатку. Но даже если раскошелиться и оплатить проживание в гостинице все туристические объекты (кроме, может быть, пещер) возможно осмотреть самостоятельно, не доплачивая за экскурсии. Возможен прокат практически любого снаряжения (байдарки, горные и беговые лыжи, снаряжение для спелеологов и т.п.). Но цены на всё, в том числе на проживание, слегка кусаются. Как ехать в Голубино, я не узнавала, но говорят, что дорога туда плохо проходима для легковушек.

Холмогоры - село с весьма древней историей, с которой можно ознакомится здесь. Село Ломоносово, как несложно догадаться, является родиной Ломоносова. В селе есть тематический музей.

Наконец, Онега - совсем небольшой, зато самый старый город Архангельской области, любопытный не столько сам по себе, сколько в комплексе с окрестностями. Во-первых, это Кий-остров с Кийским монастырём 17 в. Во-вторых, куча разбросанных по окрестностям города небольших деревень, в которых пока что можно увидеть прекрасные образцы деревянного зодчества в естественной среде, без малейшего музейного лоска, как Малых Корелах. Памятников деревянного зодчества в районе Онеги очень много. Информацию о них можно найти, например, на этой страничке.


На этом свой отчёт я заканчиваю. Хочу поблагодарить этот форум за то, что сподвиг меня к тому, что я ленилась сделать целых два года. Особая благодарность тем людям, которые своими пренебрежительными отзывами о Северодвинске спровоцировали меня на написание отчёта :) Надеюсь, кому-нибудь моя писанина покажется интересной и поможет взглянуть на город чаек другими глазами.

Размещенное изображение

Сообщение отредактировал LD7: 29 июля 2009 - 22:37
Добавление текста по просьбе автора.


#17 LD7

LD7

    Тайный советник

  • Заслуженный
  • 6 466 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Золотой

Отправлено 29 июля 2009 - 23:13

Гран мерси за столь подробный, интересный и полезный рассказ. Размещенное изображение Было бы весьма неплохо, если бы на нашем форуме почаще появлялись отчёты, подобные вашему. Это был типа намёк другим аффторам. ;)

Удачи в новых путешествиях! B)

#18 стрелец

стрелец

    Седая борода

  • Путешественник
  • 1 224 сообщений
  • Пол:Мужчина

Отправлено 30 июля 2009 - 00:56

Два с копейками года служил в Севске.. Ловил навагу меж Севмашем и Звездочкой, корюшку на Яграх. На разрушенной штормами бетонной набережной, ближе к Звездочке, еще остался след моего кирзового сапога. Несмотря на общий негатив несвободы, мы смогли эти два года повести в Севске НЕ ЗРЯ... Но последнее посещение три года назад, по пути с Соловков ностальгии не вызвало... Половил камабалы, погулял по знакомым местам, переночевал в гостинке Севмаша на площади Ленина и к дымам... :)

Сообщение отредактировал стрелец: 30 июля 2009 - 00:57


#19 knl_83

knl_83

    Умудренный

  • Путешественник
  • 107 сообщений

Отправлено 30 июля 2009 - 06:07

стрелец

Ловил навагу меж Севмашем и Звездочкой, корюшку на Яграх... Половил камабалы...

А можно чуть подробнее о рыбной ловле? Кого, где, чем и как это лучше делать в этих местах? На удочку с берега реально что-нибудь словить?

#20 bs.

bs.

    Умудренный

  • Путешественник
  • 322 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Москва

Отправлено 03 ноября 2009 - 16:29

Спасибо за интереснейший рассказ! Действительно, это лучше любого "бумажного" путеводителя по Северодвинску и окрестностям.

Добавлю лишь важную деталь для желающих поехать туда обладателей не-российских паспортов: Северодвинск для вас формально закрыт.

http://www.pomorsu.r...ge=int100_sevsk

В соответствии с постановлением Правительства РФ № 470 от 4 июля 1992 года «Об утверждении перечня территорий РФ с регламентированным посещением для иностранных граждан», постановлением Правительства РФ № 754 от 11 октября 2002 года «Об утверждении перечня территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение» и постановлением Главы администрации Архангельской области № 47 от 20 февраля 2001 года «О порядке посещения иностранными гражданами военных и оборонных объектов, территорий с регламентированным посещением, расположенных в Архангельской области» город Северодвинск находится на территории с регламентированным посещением для иностранных граждан.

Посещение указанных территорий иностранными делегациями (гражданами) допускается в исключительных случаях при социально-экономической обоснованности визита и невозможности проведения заявляемых мероприятий в другом городе. Осмотр достопримечательностей не может служить основанием для въезда иностранцев в Северодвинск, а сам город не является туристическим.

Посещение иностранными гражданами города Северодвинска осуществляется при наличии согласования принимающими организациями с Региональным управлением ФСБ РФ по Архангельской области.

Для согласования и получения разрешения принимающая организация в срок за 1 (один) месяц до намечаемой поездки направляет в Региональное управление ФСБ РФ по Архангельской области официальный запрос, в котором указываются личные данные иностранцев и сопровождающих лиц, маршрут передвижения, вид транспорта, план мероприятий.


К счастью, документы на въезде не проверяются, поэтому приезжать в город можно. Проблемы, видимо, могут вознитнуть при заселении в гостиницу и при проверке документов милицией (если не проявлять повышенный интерес к стратегическим объектам, последнее очень маловероятно).


Нет, не от царских. В царские времена и Северодвинска не существовало ;) Насколько мне известно, Кудемская ужд была построена в 1949 г. Тогда же появились деревни Белое озеро и Палозеро, которые представляли собой обыкновенные поселения лесорубов, занимавшихся в тех местах заготовкой леса для местного леспромхоза. Для вывоза этого леса и была, собственно, построена ужд.


Тот факт, что узкоколейная железная дорога построена в 1949 году, вовсе не означает, что на ней не используются рельсы дореволюционных времён (кажется, они мне попадались).
К примеру, узкоколейная железная дорога Атбасар - Шантобе построена в 1957-1960 годах, но на ней до сих пор (!) поезда ездят по рельсам 1882 года выпуска ( http://sbchf.narod.r...tb2007_387a.jpg ).





Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых пользователей