Перейти к содержимому



Приветствуем вас на форуме самостоятельных путешественников РУССКИЙ BACKPACKER!

Форум существует с 2004 года и является некоммерческой площадкой, посвященной самостоятельным путешествиям, т.е. путешествиям, организованным по возможности без помощи турфирм и других посредников.

Backpacker (от англ. Backpack – рюкзак) – путешественник с рюкзаком.

Среди форумчан есть и идейные автостопщики, и любители велопутешествий, и те, кто ездит только общественным транспортом или на своих авто, но большинство путешественников не ограничивают себя каким-либо одним способом перемещения в пространстве. Объединяет всех нас желание «проживать» путешествие по максимуму, так, как хочется самому себе.

На форуме накопился огромный объем информации, если же вы не смогли найти ответ или вам нужен индивидуальный совет – смело спрашивайте!


Регионы планеты (маршруты, достопримечательности, проживание)   Визы   Транспорт   Отчеты   Попутчики   FAQ

все форумы >>


Данное объявление видно только неавторизованным пользователям.

Администрация форума.


- - - - -

Чепецкая узкоколейная железная дорога - "последний "островок" 1930-х годов"


  • Вы не можете ответить в тему
Сообщений в теме: 2

#1 bs.

bs.

    Умудренный

  • Путешественник
  • 322 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Москва

Отправлено 02 ноября 2009 - 16:41

Северные районы Пермского края (до 2006 года этот регион назывался Пермской областью)
с 1950-х годов являются территорией, плотно насыщенной узкоколейными железными дорогами — своеобразным
видом транспорта, почти полностью исчезнувшим в современной России.
На пике развития (конец 1980-х годов) протяжённость узкоколейных железных в Пермской области
составляла не менее трёх тысяч километров, что превышало протяжённость железных дорог
широкой колеи. В подавляющем большинстве, узкоколейные железные дороги находились
к северу от Транссибирской железнодорожной магистрали, чаще всего - в труднодоступных местах,
имевших только воздушное и водное сообщение с внешним миром. Почти все узкоколейные железные
дороги относились к числу лесовозных, большинство из них были сплавными (не имели выхода
к путям широкой колеи, вывезенный лес сплавлялся по рекам).

В регионе насчитывалось не менее 9 узкоколейных железных дорог, сохранившихся со времён сталинского ГУЛАГа и
находившихся в ведении исправительно-трудовых учреждений (подробнее о таких дорогах: http://sbchf.narod.ru/ujd_itu.html ).




В октябре 2009 года была посещена Чепецкая узкоколейная железная дорога — вторая и последняя
сохранившаяся узкоколейная железная дорога системы исполнения наказаний на территории Пермского края,
возможно, одна из двух сохранившихся узкоколейных железных дорог
Пермского края. Чепецкая узкоколейная железная дорога географически близка к Пильвенской
узкоколейной железной дороге ( http://community.liv..._uzd/60734.html ) и имеет
с ней много общего. Во всех отношениях это «младший брат» Пильвенской узкоколейной железной
дороги, её «облегчённая версия».


Решаю воспользоваться услугами бюджетной авиакомпании «Авианова» на только что открытом
ей маршруте Москва — Бегишево (Набережные Челны/Нижнекамск) — при стоимости перелёта
со всеми сборами 750 рублей, по замыслу, это позволяло добраться от Москвы до Пермского края
за приемлемое время и по приемлемой цене (от Набережных Челнов до Перми остаётся около 500 км, тогда
как от Москвы до Перми — 1400 км).

Рейс «Авиановы» по данному маршруту был одним из первых. При посадке в самолёт и непосредственно на борту
присутствовал оператор с видеокамерой, проводивший съёмки в процессе посадки на борт и перелёта (было
интересно, где можно будет увидеть отснятый им материал, но спросить оператора об этом я не решился).
Погода на подходе к Набережным Челнам была безоблачной, что позволило сфотографировать город
и крупную грузовую станцию Круглое Поле, обслуживающую КамАЗ и другие предприятия города.



http://narod.ru/disk...0.2009.rar.html - фотографии, сделанные с борта самолёта
и в аэропорту Бегишево (19 МБ).

Присутствующая на снимках железнодорожная станция — это станция Круглое Поле,
крупнейшая грузовая станция в районе г. Набережные Челны.


На сайте авиакомпании «Авианова» маршрут указан как Москва — Набережные Челны, на табло во «Внуково»
и в посадочных талонах пишут «Нижнекамск». Командир воздушного судна тоже путался в названиях, в
трансляции на борту звучало как «Набережные Челны», так и «Нижнекамск». По всей логике, аэропорт
должен называться именно Набережные Челны — этот город по численности населения в два раза превосходит
Нижнекамск, расстояние от аэропорта до Набережных Челнов немногим меньше, чем до Нижнекамска,
общественный транспорт (ГАЗель за 100 рублей) связывает аэропорт только с Набережными Челнами.
На самом здании аэропорта присутствует только надпись «Бегишево» (это один ближайших сельских
населённых пунктов).

Города Набережные Челны и Нижнекамск исключительно приятны благодаря трамвайным системам, поддерживаемым
в отличном состоянии, что в условиях современной России выглядит как чудо. Трамвайная сеть Набережных
Челнов разветвлённая, охватывает почти все районы немаленького города, на всём протяжении проложена
на обособленном полотне. В Нижнекамске все водители трамвая носят униформу, как в Западной Европе.
Вагоны курсируют часто и пользуются спросом. Самое уникальное для России — в последние годы здесь
открывались новые трамвайные линии. Набережные Челны и Нижнекамск — это своебразный «трамвайный идеал»,
как никогда радующий душу своим фактом своего наличия. Но немного огорчает осознание того факта, что
это редкое исключение, остальная «трамвайная Россия» на эти два города не похожа, и в целом по стране
состояние дел с трамваем — катастрофическое.




Выезжаю из Перми в Кизел на одном из своих любимых электропоездов — ЭР2Т-7229.
Это один из двух электропоездов Норильской железной дороги, который был вывезен
на основную железнодорожную сеть России и продолжает перевозить пассажиров, хотя и
далеко от Норильска. ЭР2Т-7229, как и второй норильский электропоезд ЭР2Т-7228
( http://n05.narod.ru/njd-perm.html ), не подвергался капремонту, и, вероятно,
внешне мало отличается от «норильских» времён своей истории.





Время в пути до Кизела — 4 часа 45 минут (расстояние 179 км).
В Кизеле — менее двух часов на пересадку на электропоезд, следующий до
Калийной (согласно расписаниям, вывешенным на станциях — до станции Шиши, ныне скрывающейся
под невзрачным «псевдонимом» Березники-Сортировочные, хотя к Березникам это место
не имеет никакого отношения).
Движение поездов с пассажирами на 10-километровом перегоне Калийная — Березники,
с 2006 года прекращено из-за провала ( http://foto.mail.ru/mail/polega/99/ ).
В настоящее время близится к завершению строительство обходной ветви Яйва — Соликамск,
оставляющей город Березники далеко в стороне. Как будет осуществляться пассажирское движение
после её открытия — неясно (скорее всего, поезда будут прибывать в Березники с севера,
город из транзитного пункта железнодорожного сообщения станет тупиковым).

На станции Шиши САВПЭ объявляет о прибытии на конечный пункт. Некоторые пассажиры
(либо оказавшиеся здесь впервые, либо склонные к трате лишних денег) здесь выходят
и направляются к автобусу, который доставляет пассажиров в город Березники за 50 рублей.
Автобус пущен специально для перевозки пассажиров поездов, однако железнодорожные билеты
и льготы в нём не действуют.

Большинство пассажиров электропоезда остаются в вагоне. Маневровым порядком электропоезд следует
ещё 5 км — до станции Калийная, которая является фактическим крайним пунктом пригородного
движения на линии (хотя в расписаниях это не отражено). Толпа пассажиров «растекается»
по грязной промзоне и через 5-7 минут наполняет автобусную остановку «БПКРУ-2». До города
отсюда около 10 км, часто курсируют городские автобусы по стандартной городской цене
10 рублей (заметная разница по сравнению с проездом от Шишей). В 1970-х годах
на БПКРУ-2 была и пригородная троллейбусная линия ( http://transphoto.ru/photo/131346/ ,
http://transit.parov...i...2166&LNG=RU )

Дальнейший путь от Березников до Чепца не представляет интереса, так как не связан
с железной дорогой. Общественным транспортом до посёлка Чепец добраться нельзя -
«автобус» (реально — ГАЗель) из Чердыни следует только до села Бондюг, откуда
до Чепца остаётся около 30 километров. Как я узнал позже, один из жителей Чепца
организовал перевозку пассажиров на микроавтобусе УАЗ («буханка»), выезжает
из Чепца в 7:00, из Чердыни — вечером, стоимость проезда 250 рублей.
Но на автостанции в Чердыни об этой перевозке ничего не сказано, данная
перевозка рассчитана не на приезжих, а на жителей Чепца, поэтому уехать из
Чердыни затруднительно — хотя бы потому, что неясен пункт отправления.

Автодорога Бондюг — Чепец появилась в 1990-х годах. До этого попасть
в Чепец можно было только самолётом, как и во многие другие населённые пункты региона.
Количество местных авиалиний в Пермском крае (бывшей Пермской области) сократилось
с многих десятков до нуля в настоящее время.

Дорога на Чепец хорошая, проехать по ней можно даже на обычном легковом автомобиле.
Единственный недостаток — отсутствие капитального моста через реку Южная Кельтма
(есть понтонный мост). Весной, в период разлива реки, понтонный мост убирается,
в это время посёлок Чепец становится отрезан от внешнего мира.

Часть пути от Бондюга до Чепца меня подвёз на автомобиле «Нива» житель посёлка Ольховка.
В Ольховке находится колония-поселение. Место это крайне отдалённое даже по сравнению с
Чепцом. Автомобильной дороги до Ольховки нет, зимник действует только 3-4 месяца.
Добираются в Ольховку следующим образом: на автомобиле до 23-го километра реки Южная
Кельтма (отсчёт от устья), где построены гаражи, далее на моторной лодке или катере. Продукты
питания завозятся на катере, который в силу особенностей конструкции (водомётный)
перестаёт ходить после первых заморозков, когда по реке начинает идти лёд. Когда
река покрывается первым льдом, попасть в Ольховку нельзя ни по воде, ни на автомобиле.
Теоретически, можно попасть пешком, но это опасно для жизни — придётся несколько раз
преодолевать вброд реки с ледяной водой. Мобильной связи в Ольховке нет (как и в Чепце).

У моста через Южную Кельтму находится КПП посёлка Чепец, на котором дежурный из
числа осуждённых останавливает все автомобили и записывает их номера. Однако доступ
в посёлок не ограничен. Сюда нередко приезжают на рыбалку и охоту из Березников и Соликамска.
Вот и долгожданная встреча с Чепецкой узкоколейной железной дорогой.

Размещенное изображение
Карта масштаба 1:1 000 000 (в оригинале был обозначен только южный
участок узкоколейной железной дороги).

Чепецкая узкоколейная железная дорога (не следует путать её с другой, ныне разобранной
Чепецкой узкоколейной железной дорогой, находившейся в Кировской области — http://sbchf.narod.r...tchepetski.html ),
как оказалось, ещё действует. На ней осуществляется вывоз леса, в отличие от Пильвенской узкоколейной
железной дороги. Главная станция узкоколейной железной дороги называется Озёрная и находится
в пределах посёлка Чепец. Вывезенный лес перегружается на автомобили. Прибрежный нижний
склад давно разрушен.

Чепецкая узкоколейная железная дорога была проезжена от Озёрной до 38 км и пройдена
пешком до Чепечанки (46 км). Сейчас магистраль заканчивается у километрового знака 43/44 км,
в 2 км от Чепечанки. Демонтаж пути продолжается (предполагается разобрать до 28 км).
Вывозка леса — с 27 км. В формально уже несуществующем посёлке Чепечанка остаются
два последних жителя.

Места, по которым пролегает узкоколейная железная дорога, разительно отличаются от
«цивилизованной» части страны. Избыток общения с заключёнными и «ментами» (сотрудниками ФСИН)
здесь «достаёт». Отношение в целом хорошее, но необходимо терпеть лагерную атмосферу со всеми
её известными особенностями. Бытовые условия дикие — например, привычном делом там является
поедание собачатины. Все вольные жители Чепца имеют охотничьи ружья, и в сочетании с алкоголизмом
это может иметь опасные последствия.

В целом, ощущение, что перенёсся на десятки лет, в сталинский ГУЛАГ - здесь до сих пор присутствуют
многие явления, описанные в произведениях А. Солженицына.


Размещенное изображение
Пути станции Озёрная (посёлок Чепец)



Размещенное изображение
Диспетчерская на станции Озёрная.



Размещенное изображение
Диспетчерская на станции Озёрная.



Размещенное изображение
Табличка на здании диспетчерской на станции Озёрная.



Размещенное изображение
Табличка на здании диспетчерской на станции Озёрная.



Размещенное изображение
Ликвидация «забура» (схода с рельсов).



Размещенное изображение
Мост через реку Тимшор.



Размещенное изображение
Жилой вагон на разъезде 23 км.



Размещенное изображение
Заключённые, работающие в лесу (фотография сделана по их настоятельной
просьбе, о том что она будет выложена в Сеть — предупредил).



Размещенное изображение
Жилые вагоны на разъезде 38 км (2-я Глубинная). Здесь живут заключённые,
разбирающие путь.



Размещенное изображение
44 километр. Здесь узкоколейная железная дорога заканчивается.



Размещенное изображение
44 километр. Дрезина последнего жителя Чепечанки.





Размещенное изображение
44 километр. Вид в сторону Озёрной.



Размещенное изображение
Разрушенная станция Чепечанка. Вид в сторону Озёрной. Справа — здание ДС.



Размещенное изображение
27 километр. Погрузка леса.





http://narod.ru/disk...hepets.rar.html - Чепецкая узкоколейная железная дорога,
фотографии (необработанные, все подряд). 367 МБ. Выложено временно.




Чепецкая узкоколейная железная дорога стала для меня 270-й «проезженной»
( http://sbchf.narod.ru/spisok_pr.html ).


В целом, впечатления от этих мест — плохие. Посёлок Чепец уже неоднократно было обещано закрыть.



http://www.rg.ru/200...ay/cherdin.html

Может быть, поэтому ГУФСИН и решило закрыть эту колонию до конца года. Ее сотрудникам пообещали
трудоустройство в других колониях, но для поселка Чепец закрытие учреждения, скорее всего,
будет означать медленную гибель.

— К сожалению, в районе нет ни одного крупного предприятия, в которое можно было бы инвестировать деньги.
Но есть лес. В идеале району нужно предприятие с глубокой переработкой древесины, чтобы не сбывать по дешевке
один кругляк. Тогда, думаю, район оживет. Появятся рабочие места, население не будет стремиться покинуть район.
Пока же я буду всячески поддерживать действующие подразделения ГУФСИН. Если их закрыть, без средств
к существованию останется очень много людей, а это взрыв новой волны безработицы, — отмечает глава.



Информация о закрытии посёлка Чепца в текущем году не соответствует действительности. Ещё
как минимум год колония просуществует (скорее всего — просуществует и больше).
Полная ликвидация Чепецкой узкоколейной железной дороги, полагаю, произойдёт
через 2-3 года.

Хотя обещания закрыть Чепец пока не выполнены, в любом случае ликвидация этого посёлка — лишь вопрос
времени. С одной стороны, это благо: в таких условиях, как там живут, жить нельзя, и ликвидацию отдалённой
«зоны» с её беспредельными порядками тоже можно лишь приветствовать. С другой стороны — на карте
России её больше увеличится площадь «мёртвой зоны», обширная территория потеряет последние остатки
населения. То же самое ждёт и весь Чердынский район Пермского края, почти все населённые пункты в котором
связаны с «зонами» (все они подлежат закрытию). Старинные сёла и деревни, существовавшие в этих местах
на протяжении 500 лет, почти полностью опустели — в деревнях, которые находятся на дороге Чердынь — Чепец,
90 процентов домов заброшены.

Сообщение отредактировал bs.: 02 ноября 2009 - 16:44

  • deleted_user нравится это

#2 IRA

IRA

    Умудренный

  • Путешественник
  • 304 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Город:Пермь

Отправлено 03 ноября 2009 - 13:02

Здесь живу, а не была... надо наверстывать.
Спасибо за отчет.

#3 bs.

bs.

    Умудренный

  • Путешественник
  • 322 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Москва

Отправлено 11 мая 2011 - 12:18

Выложил все 655 фотографий из этих мест, сделанные в ходе описанной поездки.

http://sbchf.narod.ru/22/tchepets.html





Количество пользователей, читающих эту тему: 2

0 пользователей, 2 гостей, 0 скрытых пользователей