Если есть неточности, пишите сюда или мне на мыло bulat*песик*avp.travel.ru
АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА
Независимый Азербайджан образовался на территории бывшей Азербайджанской ССР, покрывавшей в советское время 86.600 кв. км. В настоящее время часть этой территории (около 10.000 кв. км.) завоёвана армянами и стала для азербайджанцев недоступной. Эта территория, включающая большую часть бывшей Нагорно-Карабахской АО и райцентры Кельбаджар, Лачин, Кубатлы, Зангелан, Джебраил, Физули и Агдам с окрестностями, именуется Нагорно-Карабахская республика и вынесена в отдельную статью.
В состав Азербайджана входит Нахичеванская Автономная Республика, отделенная от основного Азербайджана территориями Армении. Из Нахичевани имеются переходы в Иран (Джульфа) и Турцию. Попасть в Нахичевань из Баку можно самолетом (несколько рейсов ежедневно, билет - около 16 долл.). В настоящее время многие путешественники пользуются этим самолетом для попадания в Нахичевань и далее в Турцию, в объезд ставших визовыми Грузии, Румынии и Болгарии.
Попадание. С 2005 г. въезд в Азербайджан для граждан России и других стран СНГ - только по загранпаспорту. Граждан Армении, а также других государств, имеющих армянские фамилии, в Азербайджан не пустят: так, в 2003 г. во въезде было отказано известному путешественнику Г. Кубатьяну.
Автостопом можно добираться либо по трассе М6 (Москва-Волгоград-Астрахань), либо М4 (Москва-Ростов) и далее М29 (Ростов-Баку). Чечня объезжается через Буденновск-Южно-Сухокумск-Кочубей-Кизляр-Хасавюрт. Из Волгограда следует ехать на Элисту-Комсомольское-Артезиан-Кизляр, из Астрахани - на Яшкуль-Комсомольское. Обозначенная на некоторых картах прямая дорога от Астрахани на Артезиан имеет грунтовой участок, представляющий собой колею в степи, совершенно непроходимую после дождей. От Хасавюрта без проблем можно доехать до Махачкалы и Дербента.
На границе с Россией имеются два автомобильных перехода: Яраг-Казмаляр на трассе М29 и второстепенный Тагиркент-Казмаляр, совмещенный с железнодорожным. Оба работают круглосуточно. На границе с Ираном основной переход расположен в Астаре (ночью закрыт), с Грузией - в районе Казаха, с. Красный мост. Проникновение из Азербайджана в Армению и Карабах невозможно! Граница фактически является линией фронта. Активные боевые действия не ведутся, но перестрелки регулярны.
Из Баку курсирует множество поездов формирования Азербайджанской ж/д: до Москвы, Екатеринбурга, Ростова, Киева/Харькова, С.-Петербурга, Махачкалы. Плацкартный билет от Москвы до Баку стоит порядка 1500 руб., из Астрахани - около 500 руб., но приобретать эти билеты нет никакого смысла, ибо проводники обычно массово перевозят безбилетных пассажиров, число которых может превышать количество мест в вагоне. Лучше всего доехать до Махачкалы на российском поезде № 85 (стоимость билета - примерно 800 руб.), а затем пересесть на электрички или местные автобусы. Приехав в Махачкалу утром, в 10.00 можно уехать на пригородном в Дербент, а там пересесть на электричку прямо до границы (о.п. 2454 км), курсирующую каждые 3-4 часа.
Граница в Тагиркент-Казмаляре переходится пешком, вместе с толпой челноков с баулами. Таможня, особенно азербайджанская, внаглую вымогает деньги, но отмазаться можно. Обычная «такса» - 100 рублей. Чем больше у вас денег или вещей, тем больше потребуют. Российские пограничники ставят выездные/въездные штампы в паспорт, азербайджанские - нет. Прямо от границы днем ходят автобусы и маршрутки до Баку (проезд - 10-15 тыс. манат или 60-100 руб.). Можно пройти 4 км. пешком до станции Ялама и сесть на электричку, идущую до ст. Кишлы в черте Баку. Выходить лучше на ст. Баладжары. Отправление в 4.55 и 16.55, в пути 5,5 ч, проезд - 4000 манат, оплачивается в поезде. Обратная электричка выезжает из Баладжар в Яламу в 7.25 и 19.35.
В Яраг-Казмаляре переходить границу пешком нельзя - нужно вписываться в машину или пользоваться услугами таксистов. На азербайджанской стороне есть гостиницы, стоимость - 10 тыс. манат.
Азербайджанский язык - тюркской группы, близок к турецкому. Письменность - на основе латиницы с дополнительными буквами (отличается от турецкой), изредка можно встретить надписи кириллицей, использовавшейся в советское время. Русский язык, по сравнению с Грузией и Арменией, гораздо более распространен - в Баку даже местные жители часто говорят на русском, продаются российские газеты и журналы, попадаются и надписи на русском, часто с ошибками («марожное», «перашки»).
Денежная единица - манат, однако в обиходе все считается в ширванах (10 000 манат) и мамедах (1000 манат). В обращении имеются лишь банкноты номиналом 500, 1000, 10000 и 50000 манат. Теоретически существуют и более мелкие бумажки (250, 100 и менее манат), но практически все они рассыпались от ветхости и в обороте почти не встречаются. Все суммы округляются до 500 манат.
За 1 доллар дают 4800-4850 манат, за 1 евро (на местный манер произносится «ауро») = 6200, 100 рублей = 17000-17300 (май 2005 г.). В центре Баку можно поменять также иранские риалы, турецкие лиры, грузинские лари, на вокзале берут даже гривны. В 2006 году планируется деноминация по курсу 1:5000, и новая азербайджанская денежная единица будет стоить чуть менее доллара.
БАКУ (БАКЫ)
Столица Азербайджана. Город расположен на берегу Каспийского моря, в южной части Апшеронского полуострова. В городскую черту Большого Баку входит обширная территория, площадью около 2,2 тысяч кв. км, представляющая собой огромную агломерацию. Административно Баку делится на 11 районов - Азизбековский, Бинагадинский, Гарадагский, Наримановский, Насиминский, Низаминский, Сабаильский, Сабунчинский, Хатаинский, Сураханский и Ясамальский. Центральная часть города расположена амфитеатром, уступами спускающимися к Бакинской бухте Прибрежная зона Баку находится на 28 м ниже уровня мирового океана.
Интерес в первую очередь представляет старая часть города. Главная достопримечательность Баку - крепость Ичери Шехер (Внутренний город). Внутри крепости можно обнаружить лабиринт старинных узких улиц с жилыми домами и различными учреждениями (включая посольства), рестораны, антикварные лавки для интуристов, автостоянки и помойки. Самые известные памятники старины - дворец Ширваншахов (изображеный на «ширване» - купюре в 10000 манат) и Гыз Галасы (Девичья Башня) - символ Баку. На вершине башни - обзорная площадка с отличным видом на город. Неподалеку от крепости - набережная и приморский парк, а также арбатообразная ул. Расул-Заде.
Транспорт. Помимо метро, в Баку существует только один вид общественного транспорта - маршрутки (проезд - 500 манат, оплата кондуктору при выходе). Большие автобусы вымерли, трамвай ликвидирован.
Метрополитен состоит из двух линий («Мэмар Аджами» - «Хатаи» и «Баксовет - Ази Асланов»), пересекающихся на ст. «28 мая». Поезда с этой станции могут уходить как на «красную», так и на «синюю» линии - следите за указателями. На ст. «Нариманов» указателей целых три - от нее отходит однопутная ветка к депо на ст. «Бакмиль». Одна из самых красивых станций - «Низами», украшенная мозаиками, иллюстрирующими творчество Низами Гянджеви. Проезд - 250 манат, обычно кассиры продают по 2 или 4 жетона. В метро желательно не ездить с рюкзаками и проскакивать через турникеты как можно быстрее: именно на входе в метро полиция любит отлавливать приезжих, обыскивая их и вымогая деньги под любым предлогом. Лучше не носить с собой много денег или хорошо их прятать, а ментам демонстрировать небольшую сумму и электронные карточки - после этого они потеряют к вам интерес.
Ж/д вокзал - ст. м. «28 мая» или «Джафар Джаббарлы». Прямо в здании вокзала существует недорогая гостиница: одноместный номер с удобствами - 30 тыс. манат (ок. 6 у.е.), 3-4-местные - 12-17 тыс. Администратор сидит в будочке в кассовом зале.
Много электричек, в основном по Апшеронскому п-ову. Электрички западного и северного направления могут отправляться не от ж/д вокзала, а от ст. Кишлы. Садиться на них лучше всего в Баладжарах: от центра проезд маршруткой № 59, остановка возле здания Нац. банка рядом с вокзалом. Местные поезда (обычно ночные) ходят до Астары (иранская граница), Беюк-Кясика (грузинская граница), Горадиза, Гянджи, Казаха, Мингечаура, Акстафы, Белокан, Барды. Билеты недороги: плацкарт до Астары или Беюк-Кясика стоит около 2,5 у.е., включая постель, по другим направлениям еще дешевле.
Международные поезда ходят в Тбилиси (только купе за 57000 манат), а также в Россию и на Украину (перечислены выше). Билеты на поезда дальнего следования продаются только до Москвы или ближайших к ней станций! До Махачкалы можно купить только билет на фирменный поезд с сидячими вагонами, отпр. в 7.25 по четным дням, проезд - 26 тыс. манат (брать билет только до границы и переходить ее пешком смысла нет - обойдется ненамного дешевле). Договориться с проводниками на вокзале нереально из-за обилия ментов, сопровождающих поезд.
Автовокзал в Баку находится недалеко от м. «20 января», но не возле выхода, где останавливаются пригородные маршрутки, а чуть дальше. Имеется огромное количество автобусов во многие города России, вплоть до С.-Петербурга и Сургута, но проезд на них дороже, чем на поезде (до Махачкалы – от 300 руб., до Астрахани - 800 и т.д.) и неудобен: ходят в основном старые «Икарусы». Много рейсов и по Азербайджану, отправление обычно по мере заполнения.
Авиакассы расположены на ул. 28 мая (от одноименного метро или ж/д вокзала идти в сторону набережной). Билеты до Нахичевани продаются там же, в отдельной кассе, стоимость - 76400 манат (менее 16 у.е.). Доехать до аэропорта им. Гейдара Алиева можно на авт. 118 от м. «Азизбеков», проезд - 1000 манат, в пути около часа.
Морвокзал на ремонте. Паромы в Туркменбаши (бывший Красноводск, Туркменистан) и в Актау (б. Шевченко, Казахстан) ходят из другого места, севернее морвокзала. Точного расписания нет, его нужно узнавать на месте. В Туркменбаши паромы часты (ежедневно и чаще), а в Актау может идти одно судно раз в две недели.
Связь. Таксофоны в Баку старые, работают по жетонам (1000 манат), которые можно заменить советскими 1-2-10-копеечными монетами. В оживленных местах можно увидеть людей, предлагающих позвонить с мобилы за ту же цену. Работают два сотовых оператора - Azercell и Bakcell, стоимость подключения к ним напрямую зависит от «красивости» номера. В салонах связи вывешиваются огромные списки имеющихся в наличии номеров и цены на них (от 4-5 долларов до +оо). При подключении обычно дается какое-то количество «контуров» (тарифных единиц, 1 контур = 1 сек. местного звонка), затем нужно покупать карточки оплаты.
Интернет очень дешев - 2000 манат в час, трафик не оплачивается.
Посольства. РФ: г. Баку, ул. Бакиханова, 17, гост. «Азербайджан», тел (8-10-994-12) 4955300, 4986016, 4986083, e-mail: embrus*песик*azdata.net, http://www.embrus-az.com
Грузии: г. Баку, ул. А. Зейналлы, 24 (в крепости), тел. 4974558, 4974560, факс 4974561. За визу для граждан России хотят 58 у.е. (!!!), так что визой лучше запасаться заранее в Москве.
emb*песик*georgian.baku.az
Ирана: г. Баку, ул. Б. Сардарова, 4 , тел. 4921932, 4926453, факс 4980733.
В 2003 г. транзитная виза стоила 30 долларов, туристическая 70. В настоящее время, по слухам, правила выдачи виз для граждан РФ усложнились: нужно обращаться в турфирму (представителей которых можно обнаружить возле посольства) либо получать визу в Москве.
Также в Баку имеются посольства Индии, Ирака, Пакистана, Саудовской Аравии, Турции и даже Судана, но для путешественников они малополезны.
Б. Салахутдинов, 05.2005
АПШЕРОНСКИЙ ПОЛУОСТРОВ
Помимо депрессивных пейзажей нефтедобывающих разработок, полуостров напичкан основными достопримечательностями страны. Прежде всего, это около 30 башен, построенных в XII веке главным образом для защиты от атак русских разбойников с моря. В отличии от одновременных замков Западной Европы замки Апшерона не имели просторного внутреннего двора с жилыми и служебными постройками. Постройки эти располагались вне крепостных стен. Башни служили лишь временным убежищем для феодала и его вассалов во время атак и для пассивной обороны. Все башни Апшерона входили в единую систему обороны. В XVII- XVIII веках башни играли сигнальную роль. При приближении неприятеля на вершинах башен зажигали нефть и таким образом оповещали население об опасности. Из сохранившихся очень необычные (в смысле - не банальные) башни в Мардекянах и Раманах.
Второй основной достопримечательностью полуострова является храм огня Атешгях, расположенный на юго-восточной окраине селения Сураханы. Нынешний Атешгях построен в XVII-XVIII веках на месте "вечных", неугасимых огней - горящих выходов естественного газа. В прошлом он был святилищем зороастрийцев - огнепоклонников, которые приезжали сюда на поклонение священному огню. Предполагается, что это первое святилище относится к началу нашей эры. К сожалению, почтенные бойцы Аллаха разрушили старый храм, когда завоевали Азербайджан и привели население к истинной вере.
Вход и осмотр теоретически стоит 2 доллара (за эти деньги открывают многочисленные кельи индусов, переделанные под музеи). Но можно и бесплатно. Главное - это когда ваше лицо красит улыбка. Примечательно, что посетителям выдается длинная палка с паклей на конце, и боковые огни наверху храма они зажигают самостоятельно.
И. Асадчий, 08.2003 г.
Автостопом от Баку до Тбилиси можно добраться за один день. Из Баку в Грузию ведут две дороги:
1) Горно-Кавказская дорога (основная трасса М27 Баку - Шемаха - Евлах - Тбилиси),
2) дополнительная, равнинная дорога, идущая южнее в обход гор (Баку - Кази-Магомед - Кюрдамир - Евлах).
Зимой, когда Горно-Кавказская дорога почти не действует (из-за обледенения), большинство машин идет по второй, южной дороге, т.к. она равнинная. Также: за Шемахой (если ехать по Горно-Кавказской) есть село Муганлы, там сильно груженые машины сворачивают с Горно-Кавказской и едут в обход самого высокого перевала, выезжая снова на Горно-Кавказскую дорогу на город Ахсу. В городе Евлахе две трассы объединяются в одну. При приближении к городу Гяндже, который является вторым по величине городом Азербайджана, если машина идет в город, то лучше ехать на ней, а там выбираться из города (11 автобус от вокзала), т.к. трасса идет прямо через город, а объездная очень длинная и пустынная. По ней ездят только немногочисленные фуры, а транзитные легковушки едут через город (так короче). От Казаха в Грузию ведут две дороги:
1) непосредственно через Казах,
2) не доезжая Казаха поворот на Акстафу.
Если ехать по дороге 1, за Казахом движение сильно спадает из-за близости границ с Грузией и Арменией. Когда вы поймаете машину, она будет наверняка до Тбилиси. Сущность 2-ой дороги мне неизвестна. Азербайджан находится в состоянии войны с Арменией, поэтому, проезжая через "прифронтовой" город Казах, вы можете иметь общение с местной милицией. На допросах не слишком расхваливайте армян - это больная тема. Старайтесь не обсуждать это.
Возможен и автобусный стоп, но стоит заранее предупредить водителя о своей безденежности. Между городами по трассе существует хорошее автобусное сообщение, а также ходят автобусы Баку-Тбилиси (несколько раз в день). В сельском Азербайджане распространён таксизм. Подвозясь на попутке, предупредите, что платить нечем.
Трасса из Астары на Пушкино (Белясувар) и далее на Гянджу глуховата, хотя и асфальтирована. Из Пушкино на Баку движение более оживлёно.
Переименования: Бейлагаи (бывш. Ждановск), Билясувар (бывш. Пушкино), Габеля (бывш. Куткашен), Гёранбой (бывш. Касум-Исмаилов), Гянджа (бывш. Кировобад), Огуз (бывш. Варташен), Тертер (бывш. Мир-Башир), Шарур (бывш. Ильичевск, в Нахичевани).
А. Винокуров, А. Кротов, 1997-2001
НАХИЧЕВАНСКАЯ АВТОНОМНАЯ РЕСПУБЛИКА
Административное образование на территории Азербайджана. 5,5 тыс. км2. Столица - Нахичевань. В 1-м тысячелетии до н. э. территория входила в состав Мидии, затем государства Ахеменидов, в 3 в. н. э. завоевана Ираном, затем Византией, арабами и др., в 13-14 вв. монголо-татарами. В сер. 18 в. возникло Нахичеванское ханство, присоединенное к России по Туркманчайскому договору 1828. 28 июля 1920 образована Нахичеванская советская республика, в феврале 1923 создан Нахичеванский автономный край в составе Азербайджанской ССР, 9 февраля 1924 преобразован в Нахичеванскую АССР. С ноября 1990 Нахичеванская Автономная Республика.
В начале 90-х, в результате войны с Aрменией, республика оказалась отрезанной от остального Азербайджана. Война и изоляция пагубно отразились на экономике республики, которая находится в весьма плачевном состоянии. Впрочем, с людьми ситуация намного лучше и к редким здесь путешественникам относятся очень хорошо. В связи с массовым отъездом русских и с тем, что основные посетители республики - турки и жители иранского Азербайджана, многие люди утратили способность изъясняться по-русски. Те, кто помнят русский язык будут рады с вами пообщаться, и как и жители многих других стран СНГ, будут сожалеть о распаде СССР. Старики и молодежь русского языка, как правило, не знают.
Попадание.
По земле. Затруднено тем фактом что республика отрезана от остальной территории Азербайджана. Из 3 стран с которыми она граничит, две - Иран и Турция являются визовыми, а граница с Арменией и вовсе закрыта по причине войны.
С Турцией существует 1 автопереход. Попадание из Турции: Надо добраться до города Ыгдыр, например из Эрзрума по Е80 до Каракурта, в коем развилка: налево Карс, направо Ыгдыр. Перед развилкой пост жандармов. Как его избежать неизвестно, поскольку в тех местах высок процент курдского населения и армия не дремлет.
В Ыгдыре могут возникнуть проблемы с нахождением дороги в Нахичевань - все отсылают в турфирмы чтобы ехать на автобусе. Научный подход состоит в том чтобы спросить, по какой дороге в Нахичевань идут грузовики («КамионлАр НахчивАн тарафынА хАнги йол гидейОрлар?» или «КамионлАр ве арабалАр НахчиванА нАсыл гидейОрлар?»). Тогда все показывают дорогу. Траффик на переходе хилый. В этих местах обитают то ли волки то ли шакалы коими пугают во всех трассовых деревнях. Ночью стоит жуткий вой. Как и в случае с иранской границей, пограничники жаждут взяток. Лучшая отмазка - «бедный студент». Место в такси от турецкой границы до Нахичевани стоит $2. Первое село по трассе - Zeiva. Имеется заправка и гостиница ($4). Также имеются автобусы в Ыгдыр и, вроде бы, Эрзерум и Стамбул.
С Ираном 2 авто и 1 ж/д переход. Ключевой пункт - Джульфа, здесь находится ж/д переход и основной автопереход с Джульфой Иранской по мосту через Аракс. Весьма оживлен. Мост переходится пешком, на выходе из Нахичевани азербайджанские пограничники могут вымогать у вас небольшую сумму (~$2 мотивация: «а то не выпущу!»). Впрочем при от сей «пошлины» можно уклонится. Деньги можно поменять как с нахичеванской с иранской стороны, менялы поначалу предложат вам грабительский курс, доставайте бумажку и ручку и торгуйтесь. С нахичеванской стороны около таможни круглосуточно тусуется куча народу, а в заведениях по соседству идет распитие чая и других, более крепких, напитков. Могут угостить и вписать. До Нахичевани (~50 км) можно доехать: на маршрутке или легковушке, выполняющей ее функции (проще всего, $1-2, торг уместен), их владельцы тусуются на выходе с таможни; на поезде - ходит 1 или 2 раза в день. Цена неизвестна, но, думается мне, и с бесплатным проездом проблем быть не должно; автостопом - выходите из таможни, отбиваетесь от таксистов, настаивая что идете «пищ-ком», и идете по улочке, уходящей вправо от выхода. Дальше там вроде бы есть указатель. Поток машин днем слабоват, а вечером/ночью и вовсе тухл. В самой Джульфе больше ничего интересного нет.
Имеется также второй переход, ~ в 40 км к северу от Нахичевани, с Иранской стороны ближайший город Полдашт, с Нахичеванской он где то не доезжая до Шерура (бывший Ильичевск). С иранской стороны места там глуше чем Джульфа, к тому же, по неподтвержденным данным работает этот переход не круглосуточно и не ежедневно. Так что лучше ехать через Джульфу.
Через Армению в последние 15 лет никто в Азербайджан не ходил, да и вряд ли в ближайшие годы такая возможность появится. Кроме того, маловероятно, что вас подпустят к границе как с одной так и с другой стороны. При передвижении автостопом по Нахичеванской республике, как впрочем и всюду в Азербайджане, не забывайте, что в этих местах весьма популярен таксизм, здесь принято платить за подвоз, так что обязательно предупреждайте водителя о своей сущности!
Можно попасть в Нахичевань самолетом. Сообщение с Баку - несколько раз в день, цена - $16. Раз в неделю летает самолет в Москву. Стоимость неизвестна. При улете (а возможно, и прилете) пограничники, как всегда, трясут деньги.
НАХИЧЕВАНЬ (НАХЧЫВАН).
61,7 т. ж. (1991).
Столица Нахичеванской Автономной Республики. В 2003 г. население, по оценкам местных, меньше, чем в 1991 г. и составляет ок. 30 т.ж. Город возник в 6 в. до н. э., в 11 в. центр государства Сельджуков, в 12 в. столица государства Ильдегизидов, с 1828 в Российской империи, с 1923 в составе Азербайджана. Способы достижения описаны выше.
Город находится в весьма запущенном состоянии, улицы, за исключением нескольких в центре, грязные, многие здания серые и мрачные. На фоне общей депрессии немногочисленные цивильные здания выглядят очень странно. Из городского транспорта существует несколько дряхлых, еле живых троллейбусов, число маршрутов неизвестно, я видел №2. Впрочем, к вашему приезду они скорее всего окончательно развалятся. Самый распространенный транспорт - также маршрутки, дублирующие троллейбусные маршруты или имеющие свои собственные. Цены я не знаю так как ходил пешком, город небольшой. Ситистоп не пробовал, но учитывая малое количество машин и количество такси среди них... Также имеется вокзал, порождающий местные поезда в Джульфу и Шерур (вроде бы по два в день), а также международный поезд в Тебриз (1 раз в неделю). Написанного расписания, как я понял, в природе не существует, а из вокзального персонала, знающего его я никого не застал.
Что интересного. Въехали в город по трассе из Джульфы. Налево - вокзал, направо - центр, прямо - дворец культуры. Свернув направо попадаем на улицу Низами (кстати это вообще единственный указатель улицы который я заметил). Идем прямо и видим слева парк. В нем находятся две основные исторические достопримечательности города: памятники азербайджанского зодчества мавзолеи Юсуфа ибн Кусейира и Моминехатун (оба 12 в.). Также имеется некий дворец и еще пара строений. Если пройти вдоль улицы еще немного, до моста через реку Нахичеванчай то перед вами предстанет суперсовременный турецкий супермаркет «ТЕМА», на втором этаже которого имеется недорогой интернет - 2000 ($0.40) манат в час, а напротив - мечеть. Если продолжить прямо по улице, то дальше будет новая современная мечеть, построенная иранцами. Если повернуть налево и вдоль реки спуститься по лестнице, внизу будет небольшой, но красивый водопад и грот, из стен и потолка которого капает вода. Оттуда начинается узкая улочка, огибающая гору ( на которой и находится парк с Мавзолеями) и кварталы одноэтажных домов.
Вписка. Местные жители, хотя и будут относится к вам хорошо, силой на вписку затаскивать вас не будут - потребуется инициатива с вашей стороны. В центре днем на улице постоянно тусуются люди. Подходите, общайтесь и ваша проблема, возможно, будет решена. Вероятно можно вписаться на вокзале, где есть несколько больших абсолютно пустых залов. Возможность ночлега в мечети мной не была разведана. Если желаете спать в палатке, то делать это лучше за городом. Когда я пытался найти место для в палатке в парке, меня поймали менты, отвезли в отделение (впрочем больше из любопытства) и, показав меня всем, вписали бесплатно в гостиницу. Никаких проблем не было, но времени сна я потерял уйму. Кстати, в гостиницу тоже можно вписаться - для этого нужно поговорить с хозяином. Гостиницы бывают обычно заполнены иранцами, приехавшими за запретными у них дома развлечениями, либо практически пусты. В последнем случае успех вполне вероятен. А так, гостиница стоит обычно около $3-4, но цена может колебаться в зависимости от денежности вашего внешнего вида.
В городе имеется консульство ИРАНА. Выдают туристскую визу на месяц за $75, делается в течение недели. Вам могут пообещать выдать эту визу в тот же день: знайте, что если вы получаете визу в тот же день, то максимум, на что вы можете рассчитывать - транзитная на неделю. При этом $75 вы уже заплатили... Я именно так и попался. И вообще мне там сказали что транзитная и туристская виза для россиян различаются не ценой, а сроком изготовления. Даже если вам удастся выбить транзитную визу по «классической» цене в $30 вам могут дать ее только на 3 дня (как это делают, например, в Баку). Кстати, продление транзитной визы в Иране, судя по всему теперь стало вовсе невозможно!! Так что если хотите побыть в Иране подольше, берите туристскую.
Выезды. На ДЖУЛЬФУ - идя от «ТЕМЫ» в сторону вокзала, у дворца культуры поворачиваете налево и топаете около 2 километров до конца города. АЭРОПОРТ находится на той же трассе, многие машины идут именно туда.
В сторону ШЕРУРА и турецкой границы - все от той же "ТЕМЫ" в противоположную сторону и возле мечети направо, до конца улицы, а потом налево.
Из Нахичевани автобусы турецких автобусных компаний ДжанЫгдыр и ЫгдырТуризм идут на Ыгдыр по утрам начиная с 8:30 и стоят 4 доллара (4-5 рейсов в день). На этих же автобусах можно уехать дальше, вплоть до Стамбула. Таможня при выезде из Нахичевани также склонна к вымогательству денег.
Д. Жвирблис 03.2003
+дополнения от В. Гладких и Roalty.
ПОЛЕЗНЫЕ АДРЕСА И ТЕЛЕФОНЫ:
Азербайджанский культурный центр в Москве: ул. Б. Садовая, 10 стр.1. тел. (095) 2990142, факс 2990142.
Посольство Азербайджана в Москве: Леонтьевский пер., 16, тел. 2291649, 2294262, факс 202-50-72 .
Консульский отдел: тел. 2295546; факс 2024583, пресс-служба: 2292792; факс: 2024572.
E-mail: ismail*песик*azerirus.cnt.ru
Центр юных туристов и краеведения:
г. Баку, 9-й м/р-н, ул. М. Джалам, 89, тел. (+994-12) 468-28-78, 468-44-74
Сообщение отредактировал Bulat: 27 мая 2005 - 12:32